“Нам бы о душе не забыть”
Жизнь идет вперед. За перестройками, Чечнями, кризисами, Югославиями образ Шукшина теряется. Можно считать его писателем-”деревенщиком”, а героев его - “чудиками”, смешными и несовременными Иванами, по-детски обижающимися на вахтеров и продавщиц. И действительно, жажда справедливости не только для себя и совестливость скоро станут качествами, присущими лишь чудакам. Что это такое - душа болит? Какой Шукшин, какая деревня, какая обида - подумаешь, дураком обозвали? Обзови и ты.
Шукшин, русский человек с больной рвущейся душой, кричит: “Что с нами происходит?” - нам, сегодняшним. Как можно жить, когда выходишь из дома и знаешь, что нарвешься на грубость, не сейчас, так потом? Как можно жить, когда толпа (и ты в ней) изо дня в день штурмует автобус, толкаясь и матерясь? Это страшно, когда гвоздикам, оставляемым на кладбище, приходится обламывать головки. Это страшно, когда фронтовики продают свои ордена. Это страшно, когда в морге с умерших снимают одежду и продают.
На 25 июля этого года выпадает еще одна дата - 19 лет со дня смерти Владимира Высоцкого. Эх бы нам его сейчас, чтобы спел погромче: “Нет, ребята, все не так!” Но все чаще слышим его песни в бездарном исполнении нынешних “властителей дум”, а его самого представляем “классиком”, прилизанным и неживым.
...Что с нами происходит?