“Была бы жива совесть...”

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В эти дни взоры многих из нас будут повёрнуты в сторону Алтая, о котором он говорил: “Трудно понять, но как где скажут “Алтай”, так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство”.

25 июля 1929 года на Алтае, в никому так широко досель неизвестном селе Сростки, в семье “сельских жителей” родился мальчик, которому суждено было стать знаменитым писателем... И вот 25 июля 1999 года там, на Алтае, в Барнауле и Бийске в 21-й раз соберутся со всех сторон земли российской на Шукшинские чтения его почитатели - писатели, ученые, читатели.

Василий Шукшин... Василий Макарович... Что же надо написать и как написать, чтобы имя твое стало заметным в русской литературе, самой богатой - это признано и зарубежными знатоками Толстого, Достоевского, Чехова, Шолохова! - литературе современного мира? Чтобы оно зазвучало во всех концах земли российской, да и не только ее? - Шукшин переведен на многие языки.

При жизни его не очень ценили... И сколько камней и камешков было рассыпано на пути - от ареста отца до отказа в московских издательствах печатать роман. Когда он сдавал вступительный экзамен во ВГИК, один остроумный профессор задал ему вопрос с подвохом, который не мог быть задан человеку городскому. Он поинтересовался, где сейчас находится Белинский. Вчерашний матрос Черноморского флота, рубаха-парень, где ему знать-ведать, что В. Г. Белинский жил в прошлом веке?! Шукшин ответил на вопрос так, как надо. И вступительное сочинение написал превосходно, но не без ошибок. Был принят. И учился, и работал, и работал. Многие смотрели на него снисходительно и даже после выхода первых книг. Но Шукшин в один прекрасный день понял сам: он - мастер. И в своих произведениях сумел сказать людям о самом сокровенном, сказать негромким голосом, как при самой задушевной беседе. И задать главный вопрос времени: “Что с нами происходит?”

Он был широко, по-русски талантлив. Прекрасный актер, который запомнился многим по фильмам, ну, скажем, “Печки-лавочки”, “Они сражались за Родину”... Превосходный режиссер, назовем здесь его “Калину красную”... Не так просто все это приходило на экран, а с экрана - в жизнь, но приходило... Это было большое человеческое искусство, отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашел он у зрителя, у читателя.

И, конечно, Шукшин - особый писатель. И не случайно уже сегодня его называют великим русским писателем ХХ века - разумеется, в ряду наших классиков. Да, это корневой, накрепко связанный со своей почвой, с жизнью своего народа писатель, к тому же по-настоящему владеющий духом русского языка, его стихией. Писатель необычный и неповторимый, как, впрочем, любой самобытный художник.

Василий Шукшин шел от народной жизни. Нет, никогда не представлялась ему она идеальной. Но там, в народной жизни, для него было основное. “Коренное русло жизни всегда оставалось - правда, справедливость. И даже очень и очень развитое чувство правды и справедливости, здесь нет сомнений. Только с этим чувством люди живут значительно. Этот кровный закон - соблюдение правды - вселяет в человека уверенность и ценность его пребывания здесь, я так думаю, потому что все остальное прилагается к этому, труд в том числе, ибо правда и в том, что надо есть...”

Василий Шукшин, писатель подлинно национальный, русский, совестливый. И творчество его - в русле большой нашей русской литературы. Его читают... И это залог того, что совесть в народе жива...