Хайвэй по-российски

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Идея строительства супермагистрали Москва - Владивосток не посещала только ленивых. Вопрос лишь в том, кто и когда ее построит.

И что мне так запала в душу эта совсем не российская картинка: широченное шоссе - полосы по четыре в каждую сторону, и по нему проносятся, словно пролетают на крыльях, большегрузные авто с надписями на всех языках мира? Может, потому, что рисовал эту картину не какой-то там законченный романтик, а человек трезвого ума, четких линий и строгих расчетов - главный архитектор Новосибирска? А может, это время такое было: хрущевская “оттепель”, спутник, Гагарин, коммунизм... И все несбыточное сбывалось, и все мечты казались абсолютно реальными. “Пройдет еще немного времени, - говорил архитектор, - и мимо Новосибирска помчатся автомобили с грузами прямым назначением Москва - Владивосток. Здесь будет построен мост (указка чиркнула через Обь), здесь снесем Находку, и новое шоссе будет спрятано от города между холмами...”

И вот уже в новую “оттепель” - горбачевскую - все вновь дружно заговорили о строительстве суперавтомагистрали все по тому же маршруту: Европа - Москва - Владивосток. А уж дальше - Япония, Китай, Корея - и до самой Аляски. И снова дух захватывало от смелых и грандиозных проектов. Один из них был назван таинственно ЕРАА и расшифровывался, как “Европа, Россия, Азия, Америка”. В осуществлении этого проекта должны были участвовать почти все страны Европы, само собой Россия, а также США, Китай, Корея. Я видел согласованные во всех необходимых министерствах и ведомствах бумаги, читал ТЭО проекта - технико-экономическое обоснование. В Москву тогда зачастили гости с Запада, наши дорожники не раз наведывались то в Берлин, то в Гамбург: встречи, фуршеты, культурная программа.

А пока суд да дело - появился проект еще более масштабный, еще более впечатляющий: магистрали опоясывают чуть ли не весь мир, соединяя самые разные страны в Европе, Азии и Америке. Есть там вполне солидный отрезок и российского хайвэя с тоннелями под проливом Лаперуза, Невельского, Беринга, прямой стрелой соединяющего Дальний Восток с европейской частью страны. И все - конец российскому бездорожью, начало новой эпохи наших автодорог. Ведь как писал когда-то автор нашумевшей книги “Деловая Америка”: “Есть основание считать шоссейные дороги по значимости одним из первостепенных факторов развития государства. Всякое пренебрежение строительством дорог является дорогостоящим просчетом в планировании рационального хозяйства. Современное государство не может жить без хороших дорог. Это кровеносная система организма любой страны”.

Сказано это было более тридцати лет назад, а наш российский хайвэй и поныне там - в пыльных папках дорожного ведомства страны. Да и поверить в осуществляемость и ЕРАА, и Великого азиатского шоссе мог разве что наивный. Ведь автором первого проекта был... журналист, некогда работавший в “Комсомольской правде” и сбежавший на Запад во время одной из командировок. Автор второго проекта - небезызвестный преподобный Мун, глава церкви Единения. И напрасно я колесил от Бреста до Сахалина, пытаясь узреть хоть какую-то видимость воплощения этих проектов в жизнь. Правда, автомобильный мост в Новосибирске через Обь соорудили, но упирается он все в ту же российскую двухпутку, на которой вечные заторы. Построены и строятся мосты “через другие великие российские реки, но это часть иного проекта” - “Дороги России”, который был принят в 1994 году и которому в следующем году был присвоен титул президентского.

Пока реальность российских хайвэев по-прежнему уныла и туманна. Вся сеть дорог в России - 950 тысяч километров - составляет мизерную часть от сети дорог развитых западных стран. Да и из этих 950 тысяч - восемьдесят процентов дорог четвертой категории и ниже, то есть попросту грунтовки. Каждый четвертый российский мост - деревянный. Плотность же автомобильных дорог в России (есть и такой показатель) даже в европейской части в шесть раз меньше, чем у Латвии, например. Россия по этому показателю уступает даже Украине. А если приплюсовать всю нашу обширную территорию за Уралом? Вот вам и великие магистрали, опоясывающие весь мир!

А в это время директор дирекции по реализации программы “Дороги России” Валерий Мосалов говорит мне с глубоким вздохом: “О чем речь? Проложить бы самое обычное шоссе от Хабаровска до Читы - и то великое благо. А то там полное бездорожье! И вся проблема, разумеется, в том, что не хватает средств, особенно после того, как Москва и Санкт-Петербург образовали свои дорожные фонды, за счет которых и строят хорошие современные магистрали”.

Но я все же спросил Валерия Мосалова: когда хотя бы примерно, на его взгляд, может начаться строительство первого российского хайвэя? Он ответил без тени улыбки: “Мы с вами уж точно не доживем даже до начала его строительства!” А это значит, что еще лет 30-50 пылиться самым смелым проектам строительства суперавтомагистрали в России.