Мелодии акварели

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Легко ли писать о человеке, которого знаешь давно да еще считаешь хорошим своим товарищем? Легко. И неимоверно сложно. Но тем не менее знакомьтесь: артемовский художник Владимир Олейников. В начале июля в Приморской картинной галерее открылась его выставка.

Звездный час

Замышлялась экспозиция еще в минувшем году, да случилась беда - в запаснике художественной мастерской художника подтопило его работы. Около сотни акварелей восстановлению не подлежат. Трудно пережить такое. И все-таки к своему 55-летию, которое отметил в июле, он подготовил ее, эту выставку. Сам занимался ремесленной работой: строгал, пилил, подгонял рамы, вешал картины... Более 70 акварельных работ (и каких!) украсили один из залов Приморской картинной галереи. Наш “генерал” искусствоведения, декан художественного факультета института искусств Виталий Кандыба так определил уровень мастера: до Урала другого такого акварелиста нет. Я видел, как волновался Владимир в день открытия, спросил его об этом. “Нет, - ответил он, - просто очень устал”. Попросил меня назвать что-то самое-самое, обычно на других выставках мы выделяли с ним три-четыре чьи-то работы, и вкусы наши чаще всего сходились. В этот раз я не смог: цветы, пейзажи, “обнаженка” - все, считаю, великолепно.

Акварель... Даже само слово звучит мелодично. Какая тонкая, какая изящная, капризная штука. Сколько прелести, таинства, игры света таит она в себе. Для нее, видимо, надо иметь очень нежную и сдержанную душу. Сдержанную, чтобы не выплескивать понапрасну поэзию жизни, копить, чтобы потом вкладывать в работу, чтобы кто-то встал у картины и замер. От восторга, от прикосновения душой к таланту. И Владимир Олейников, художник из Артема, добился этого.

Философ

А еще он философ. Рассуждает мудро: о власти: приближаться уж очень не стоит - сгоришь и слишком отдаляться нельзя - замерзнешь... Горько и жестко о времени: теперь понятно - рынку духовная жизнь не нужна, ему нужны “зомби”. Но у русского-то душа иная, чем, скажем, у американца, и менталитет иной. Нам без духовности не выжить на этой земле. Душа и рынок - найдут ли компромисс?

Помню, встретил его на железнодорожной станции, он уезжал в командировку. На вопрос о своем состоянии ответил стихотворной строчкой: “Душа уезжает на запад, а сердце летит на восток...” Вернее сказать, остается на востоке, и в этом нет ничего необычного. Ведь все великое, наверное, начинается с простой приверженности к какому-то клочку земли, к каждой его травинке.

Гражданин

Последний, 20-й созыв советов, первые свободные выборы на альтернативной основе. Какое бурное, смутное, непростое время! Сколько эйфории, надежд, начинаний... Писатель назвал свой нашумевший роман “Бодался теленок с дубом”, кто-то из коллег Олейникова по депутатской работе в Артемовском горсовете сказанул об этом времени так: “Выпустили теленка на волю, побегал-побегал, ноги переломал - на том дело и кончилось...” Жалеет ли он, что три года ушли на депутатство? Нет, кисть совсем не оставлял и выставлялся. Но сколько сил ушло на битву за то, чтобы у артемовских художников были мастерские, городской фонд культуры... Прекрасное по замыслу начинание завершилось неудачно. В то время многое заканчивалось неудачей: где-то слишком спешили, искали новые пути, где-то и попросту ломали дрова... Плохо, что сама идея фонда с первыми неудачами погасла. Поражением закончилась борьба за городской дом советов. Уникальное здание, памятник архитектуры - Олейников хотел, чтобы оно было передано культуре. Не получилось.. Сам он говорит: “Надо уметь и проигрывать”. Конечно, надо уметь и это. Правда, умение такое - нынче бо-о-ольшая редкость.

Художник

Зачастую о творческой состоятельности судят по количеству выставок, по числу проданных работ. Особенно в последнее время. Продается - значит востребовано. В этом смысле Олейникова упрекнуть не в чем. Он участвовал в республиканских, зональных, всероссийских вернисажах. Работы Владимира Олейникова приобретены Приморской картинной галереей, Читинским областным художественным музеем, Кировской районной картинной галереей, находятся в частных собраниях в России, Республике Корея, Японии, Китае, США, Чехии, Англии. В этом году Олейникову присвоено звание “Заслуженный работник культуры России”. А на открытии его нынешней юбилейной выставки артемовскому художнику вручен членский билет Петровской академии наук и искусства (Санкт-Петербург).

Что говорят о нем. Не бомонд - друзья

Сотрудницу газеты “Выбор” Ларису Тимохину в Артеме называют музой всех искусств города. В работы Олейникова она просто влюблена. И когда на ее юбилей художник преподнес свою акварель, она сказала, что это самый щедрый для нее подарок.

Влюблена в акварели Владимира и сотрудница другой артемовской газеты - “Слад” Зоя Нестеренко. К каждой работе на выставке она написала стихотворное посвящение, раскрывающее как бы суть той или иной картины. На вернисаже Владимир в своем выступлении сожалел, что эту затею не удалось осуществить. Вот одно такое посвящение к картине “Земля моя”: “А ты все та же: слабая и сильная, навеки не расстанусь я с тобой! Дышу, как воздухом, дышу Россиею, болею ею, слит с ее судьбой...” Артемовец Иван Гаман - ученик Олейникова, начинающий художник: “Акварель - это его любовь. Кажется, он повенчан с ней до последнего вздоха. Она, как дьявол, требует взамен покорности всей души и не прощает измены”. Директор Приморской картинной галереи Наталья Щуцкая: “Уж мне-то по долгу службы много приходится иметь дело с картинами. И все-таки нет слов, чтобы выразить восхищение работами Владимира. И еще очень хочется высказать благодарность артемовскому мэру Александру Терентьеву. Сколько же он принял участия в организации выставки и ее проведении. Если бы каждый глава региона так...”

Припоминается простенький эпизод. Как-то очень давно в мастерской Олейникова я увидел среди других работ кусок ватмана. На нем - осенние листья. Я обомлел: живые (каждая прожилочка видна!), во всем осеннем великолепии - листья на ватмане. Как он сумел так написать? Я не отводил от них глаз. Оказывается, он окунал настоящие листья в краску и прикладывал их к ватману. Как просто... Обожая осень, я выпросил этот кусок ватмана. С той поры мне и кажется: окунает он кисти в траву, в цветы, в туман, в радость, в печаль... В жизнь. И пишет.