Снимая патину времен

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В наши дни, когда варварски, безжалостно уничтожается то, что еще совсем недавно называлось с гордостью и трепетом флотом российским, к счастью, есть на флоте офицеры, которые не дают сгинуть в пучинах времени флотской истории, по крохам воссоздавая и извлекая ее из архивных глубин.

Имя капитана 2-го ранга, действительного члена Русского географического общества, кандидата исторических наук Александра Тушкова знакомо читателям. “В” не один раз в рубрике “Русский клуб” публиковал его интересные материалы о давней истории русского флота и судьбах моряков. Министерство обороны, Военный университет, Тихоокеанский военно-морской институт имени С. Макарова выпустили недавно книгу Александра Тушкова “Флот России в годы гражданской войны (1918-1922)”. Книга явилась итогом кандидатской диссертации, которую в минувшем году защитил офицер.

Он родом из Шушенского. Море - детская мечта, к которой он шел нелегкой и долгой дорогой. Срочную службу начинал в Ульяновске в знаменитом Гвардейском краснознаменном ракетном орденов Кутузова, Суворова, Богдана Хмельницкого полку. Потом учеба в политучилище в Ленинграде. И только в 1984-м он попал на сторожевые корабли, был поход во Вьетнам, боевая служба в Корейском проливе, потом служба в дивизионе тральщиков, в подплаве. В академию поступил с третьего раза: на военно-морской факультет был огромный конкурс. Еще до окончания академии в мае 95-го ему утвердили тему будущей диссертации “Деятельность государственных органов РСФСР и Дальневосточной республики по созданию и совершенствованию военно-морских сил на Дальнем Востоке в период гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1922)”. Это была гигантская белая полоса, практически чистая, в огромном отрезке истории Отечества. Пусть в этот период на Дальнем Востоке не происходило громких героических событий, как на Балтике, но и здесь кипела жизнь, ломались судьбы людей и кораблей, трудами, кровью и потом писалась история...

Научная деятельность офицера, понятно, не всегда встречала понимание со стороны начальства и бурные восторги со стороны сослуживцев. Но это мало смущало Александра, он твердо шел к своей цели. В ноябре 95-го был утвержден соискателем ученой степени кандидата исторических наук, в 96-м году поступил в адъюнктуру академии, ставшей к тому времени Гуманитарным военным университетом. Руководителем назначили фронтовика, полковника запаса, кандидата исторических наук, профессора Владимира Измайлова.

Двери всех архивов открылись для молодого соискателя, да попасть сюда он смог только будучи в отпуске. Кропотливо работал в ленинградском военно-морском архиве, в архиве Сибири и Дальнего Востока в Томске, в архивах Владивостока, Хабаровска, Новосибирска. Работать над диссертацией приходилось по ночам - служба отнимала большую часть суток. В университете он встретил настоящих сподвижников, тех, кто помог ему в работе над диссертацией: полковника запаса, профессора Рената Мулюкова, профессоров подполковника Виктора Тарасенко, Олега Забегайло, Владимира Измайлова, доктора наук, профессора Захарова. Каждая сессия - не просто оценка знаний, прежде всего это было удивительное общение с единомышленниками, обогащение опытом. Не все из поступивших адъюнктов смогли совмещать службу с учебой, к выпуску половина отсеялась. Александр Тушков закончил адъюнктуру досрочно на год и блестяще защитился.

Его книга, выпущенная очень маленьким тиражом всего в сто экземпляров, рассчитана тем не менее не только на специалистов, а прежде всего адресована всем, кому дорога отечественная история, история русского флота, кому небезразличны судьбы людей и кораблей. Адресована она и курсантам - будущим созидателям порушенного лихим временем российского флота.

- В книге мне хотелось показать принципы военно-морского строительства на Дальнем Востоке России. При легально существовавшей многопартийной системе Дальневосточная республика была буржуазно-демократической. Здесь служили те белые офицеры, что служили когда-то Колчаку и советскую власть называли издевательством над страной и людьми. И тем не менее служили флоту, стране и искренне болели за дело, - рассказывает Александр Тушков о своем любимом детище. - В 20-21 гг. Владивосток считался достаточно богатым городом, здесь жалованье офицерам выдавали золотом. Я попробовал в книге обобщить особенности военно-морского строительства с тем, чтобы перенести этот бесценный опыт в наши дни, ведь нам придется возрождать флот в недалеком будущем...”

Поступление флотского историка в докторантуру поддержал командующий ТОФ адмирал Михаил Захаренко, оказали поддержку и в верхах, но в управлении кадров ВМФ заявили, что подобные исследования не нужны флоту и стране. А. Тушков обратился с письмом к главкому ВМФ Владимиру Куроедову, с которым в 70-х служил в 7-й бригаде тральщиков на Тихом океане. Ответа не получил. Александр Тушков на сегодняшний день есть и остается единственным кандидатом исторических наук в действующем флоте! Несмотря на то, что в докторантуре ему отказано, докторская диссертация все-таки состоится. Первоначально ее тема охватывала 300-летний период жизни российского флота в системе государственной власти. Но пришлось за ограниченностью средств и возможностей определить тему как историческое исследование флота России в период гражданской войны. Задача - выявить особенности военно-морского строительства противоборствующих сторон (белых и красных). Об этом писали прежде разве что с партийных позиций, а о судьбах морских офицеров мы знаем в основном по эмиграции.

Отважному исследователю архивных глубин по силам любые погружения, а неподнятых пластов в российской флотской истории несть числа. А значит, впереди замечательные открытия, славные имена, скрытые до поры до времени толстым слоем патины, удивительные события, свидетелями и участниками которых были наши далекие предки.