Близкое нам Дальнеречье

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Самый старый город Приморья отныне не 139-летний Владивосток, а Дальнереченск, который в минувшие выходные дни отметил свое 140-летие. По сравнению с прошлым годом произошла прибавка в 35 лет. В истории Приморья ничего не изменилось. Станица Графская, названная так в честь нашего уважаемого предка графа Николая Муравьева-Амурского, основана раньше Владивостока. И при рождении Имана (ныне Дальнереченска) она административно вошла в эту территорию. Так и начали нынче другой отсчет времени

Вообще-то историю знать надо не только для того, чтобы не пропустить очередной тост за юбиляра. Важно знать, по каким крохам собирали наши предки то богатство, которое они передали нам в наследство. Вот сведения о поселениях 1859 года в Дальнеречье: 14 дворов, 47 мужчин, 38 женщин, рабочих лошадей - 57, коров - 16. Заметили, мужчин и рабочих лошадей больше, чем тех, кто пищу дает. Потому что только тяжелым трудом можно было осваивать край. Казачьи поселения занимались поставкой дров для пароходов, сплавом леса в Хабаровск и почтовой гоньбой. Окорочков ни у кого не покупали - кур держали, кормились с огородов, ловили рыбу, охотились.

Нынче вновь все надо собирать по крохам. Это стыд наш, но и обязанность. Характерно, что демонстрацию по случаю 140-летия на главной площади открывали те, кто приносит своему городу наибольшую пользу: хлебокомбинат, Приморский ДОК, мясокомбинат, автотранспортное предприятие. Именно на рабочих местах передовиков стремился побывать и прибывший на праздник губернатор Евгений Наздратенко. Поддержать, нужды узнать. Общением он остался доволен и с легким сердцем дал 500 тысяч рублей на приобретение современного оборудования для поликлиники, вручил ордер на квартиру 80-летним Зинаиде Тимофеевне и Ивану Прокопьевичу Смешук, которые не только трудились и воевали в годы Отечественной войны, но и вырастили трех сыновей-офицеров. Участвовал Евгений Иванович и в открытии стильного салона красоты “Златовласка”.

...Около двух недель город нещадно палило солнце, в тени доходило до 37 градусов. Но за двое суток до праздника прошел такой мощный дождь, что все улицы и деревья враз преобразились, и гости увидели умытый город во всей его красе. “Хочу жить здесь!” - сказала одна из первокурсниц ДВГУ, которая приехала сюда на практику вместе с журналистами. Похожую фразу я слышал от многих, кто побывал здесь впервые. Может, потому и цены на квартиры тут равны владивостокским? Аура добрая, говорят. Город аккуратный, компактный - не заблудишься, весь в зелени, чист... Конечно, заслуга в планировке принадлежит старшему поколению, но порядок сегодня поддерживают те, кто разместился на трех этажах небольшого здания администрации. А там... полнейший матриархат. Кроме главы администрации Михаила Личенко еще только один мужчина возглавляет отдел, все остальные - женщины! И невольно задумаешься об ауре таких городов, как Владивосток, Находка. Сколько ж там накопилось недоброй энергии за годы борьбы “мужских” характеров.

Стоит вспомнить слова работавшей здесь когда-то мудрой хранительницы истории города Веры Пениной (она и музей собирала, и бюро путешествий возглавляла): “Наш город стоит на болоте, и потому здесь любые колебания приглушаются почвой...” Ну и пусть болото! Может, это ближе русскому характеру - неспешность, покой?

Первый день праздника для меня с товарищем начался у ступеней симпатичного кафе “У Натали”. К нам подошла женщина, лет за 70. Ребятки, дайте три рубля на пирожок, ради праздника! Дали. Как зовут вас? - спросили ее. Оказалось, Наташа. “Натали” и Наташа на разных полюсах... Одна горожанка в газете “Дальнеречье” пишет: “Много делаем для благоустройства и развлечений, но мало для жизни...” Хлеб насущный, транспорт - немалые заботы...

Впрочем, губернатор и в этот тихий городок привнес энергию большого Владивостока. Зайдя в прекрасный детский парк, он с чувством нанес несколько ударов кувалдой по силомеру. Из его окружения никто лучшего результата не показал. И, конечно же, как государственник, пекущийся о крепости границ края, не мог не посетить расположение морской пограничной бригады, которая несет службу отнюдь не в море, а на многочисленных протоках реки Уссури.

15 минут хода, и вот уже катера пограничников от пляжа дальнереченского подходят к пляжам китайского городка Хутоу. Фарватер, а значит, и граница проходят здесь буквально в 100 метрах от китайского берега. А город, впрочем, знаменит тем, что в 45-м году японцы создали здесь “неприступный” укрепрайон. Его наши войска взяли, город китайцам вернули, а на обоих берегах были воздвигнуты памятники советским воинам-освободителям.

Как сегодня относятся к этой памяти китайцы? В теплой воде на мелководье китайский “электорат” стоял по пояс в воде и приветливо махал руками. И только один “голос” я услышал “против”. Китайский мужичок (а купались в основном мужчины) энергично указывал большим пальцем в сторону российского берега: мол, убирайтесь. По тому, как губернатор приветливо махал китайцам в ответ, было видно: именно такая картинка его больше всего и устраивает. Каждый на своем берегу!

А между тем в зарослях на взгорье увидели несколько наших не слишком замаскированных бронированных сторожевых кораблей. Капитан третьего ранга Евгений Бабкин пояснил: пока для них не хватает команды. То есть людей. Дай бог, чтобы этой команды не потребовалось никогда! Мы помним, именно здесь родилась драматическая слава острова Даманского. Здесь отстояли мы нашу границу. Пусть и на болоте, но нашу!