Будем продавать квартиры льготников

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Похоже, очень скоро у жилищно-строительных кооперативов иного выхода просто не будет

“Не знаем, как другие, а мы, ветераны различных категорий, проживающие в жилищно-строительном кооперативе № 41/42, что располагается на улице 50 лет ВЛКСМ, продолжительное время не пользуемся льготами по оплате коммунальных услуг, предусмотренными законом РФ “О ветеранах”.

Вроде бы появилась надежда, когда в прошлом году к власти пришла новая команда администрации, и Юрий Копылов, его заместители неоднократно публично, а Иван Аброськин при личной встрече обещали предоставить льготы жильцам кооперативов. Однако к сегодняшнему дню и она начала таять. Мы четыре месяца представляли в администрацию города расчеты по льготникам, но деньги на расчетный счет кооператива не поступают. Поэтому нам, ветеранам, приходится оплачивать коммунальные услуги абсолютно так же, как и всем остальным.

В дополнение всех бед по непонятной причине начисления за услуги в нашем кооперативе производятся по тарифам, превышающим утвержденные в городе в 2-2,5 раза. В результате этого только за отопление в 1997 году переплата составила 20 миллионов неденоминированных рублей, а в 1998 году - 25 тысяч рублей.

В нашем кооперативе 80 процентов - пенсионеры и малоимущие, большинство из которых не в состоянии полностью оплачивать услуги вот уже почти два года. Из-за этого на расчетном счете ЖСК нет денег, проще говоря, он находится на картотеке. Мы не можем рассчитываться с тепловыми сетями, водоканалуправлением, радиовещанием, САХом... Мы не говорим уже о капитальном ремонте, который не производился у нас 29 лет.

Нам совершенно непонятно, почему в городе ветеранов поделили по месту проживания - в муниципальных домах они пользуются льготами, в кооперативных - нет. Ведь закон для всех один?

Председатель ЖСК № 41/42

Р. Н. Зиновьева и еще 29 подписей”

Комментарий социального отдела “В”

Откровенно сказать, нам тоже непонятно, почему так происходит в нашем городе, чрезвычайно новаторском на предмет систем платы за коммунальные услуги, - что ни администрация, то новшества, ну прямо-таки фонтанирующая фантазия обнаружилась на “самом краешке” России. И ладно бы мытарства ветеранов ЖСК 41/42 были единичным случаем. Так нет, это, оказывается, у нас система, обогащенная еще кое-какими деталями.

В ЖСК “Прибой”, что на Днепровской, к примеру, не найдут никакого сладу с проживающими в нем военнослужащими, работниками пожарной охраны, правоохранительных органов, которым тоже по закону положена 50-процентная скидка. Если с ветеранами еще как-то можно договориться, то эти просто явочным порядком оплачивают половину начисленной суммы - и все дела. А в результате ЖСК на грани банкротства, ибо не может расплатиться с теми, кто предоставляет услуги.

А между тем названный закон, действительно, по льготам никак не делит ветеранов - главное, заработать определенный стаж и достичь опять же определенного возраста. Что касается остальных льготников, то на этот счет есть разъяснение управления Федерального казначейства по Приморскому краю. Вот выдержка из него: “...финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим, сотрудникам МВД, налоговой полиции, таможенной службы и т. п., производится соответствующими министерствами и ведомствами за счет средств, выделенных им на эти цели из федерального бюджета...”

Больше того, местные власти, по крайней мере краевые, подтверждают, что порядок возмещения затрат при предоставлении льгот определенным категориям граждан, проживающих в жилищно-строительных кооперативах, тот же, что и для остальных. К примеру, постановлением думы Приморского края “О финансировании льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ “О ветеранах”, предусмотрено, что льготы эти предоставляются за счет бюджетов муниципальных образований, то есть в нашем случае за счет городского бюджета. Иначе это положение истолковать просто невозможно.

Другое дело, есть определенные проблемы с другими категориями льготников, компенсации на которых должен покрывать федеральный бюджет либо через казначейство, либо через подразделения федеральных структур на местах - например, суды и прокуратура. Но ведь жилищно-строительным кооперативам от этого не легче, а даже наоборот. С государством, как и с обслуживающими их организациями, они вступают в отношения не как физические лица, а как самостоятельные кооперативы со своим расчетным счетом. Они не занимаются коммерческой деятельностью, то есть не имеют побочных доходов, но самостоятельно за счет квартплаты, каких-то разовых сборов с членов ЖСК содержат свои дома, самостоятельно заключают договоры с предприятиями на предоставление услуг со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А они таковы. Точно не можем сказать, когда был заселен последний ЖСК, но очевидно, что самый пик их строительства и ввода пришелся на 70-е годы. Прошло почти 30 лет, и его члены, если не все, то очень многие, подошли к пенсионному возрасту, то есть заработали льготы по оплате коммунальных услуг. Прибавьте к ним льготников по профессии, и получится, что по крайней мере более 50 процентов, а кое-где, как утверждают некоторые председатели ЖСК, до 80 процентов имеют право погашать лишь половину всех начислений по квартплате. И ради бога, если заработали и имеют право по закону, однако если кооперативу никто не будет компенсировать убытки, которые он несет от льготников, сам он не обязан это делать, как и предусмотрено законодательством, то чем тогда он будет рассчитываться с партнерами за предоставление услуг?

Вот откуда картотека, вот откуда столько претензий к ЖСК от тех же теплосетей и вот почему вполне логично-определенно можно предположить дальнейший ход событий. За долги у нас банкротят, а первейшая задача процедуры банкротства - это возвращение долгов. Любой ЖСК имеет лишь один источник покрытия долгов - продажа квартир. Чьих? Конечно, тех же льготников, ибо ни федеральный, ни краевой, ни городской бюджеты сегодня и не думают компенсировать те 50 процентов платы за коммунальные платежи, которые предусмотрены законом, а значит, по-настоящему-то должник - владелец квартиры, воспользовавшийся льготой.

Абсурд? Отчего же? В нашем государстве, тем более в нашем богатом на новации городе любая ситуация может быть доведена до совершеннейшего абсурда.