Императорского флота крейсер “Жемчуг”
Судьбы кораблей - как судьбы людей. Каждая интересна по-своему. Есть корабли, которым с самого рождения предначертана трагедия. И только по прошествии многих лет мы отдаем им должное. В их ряду особое место занимает судьба крейсера Императорского флота России “Жемчуг”.
Крейсер 2-го ранга “Жемчуг” был заложен в Петербурге на рубеже ХХ века, а уже в 1903 году после ходовых испытаний вступил в строй Балтийского флота. Водоизмещением 3080 тонн, при скорости 25 узлов, он имел достаточно неплохое по тем временам вооружение: восемь 120-мм и шесть 47-мм орудий, 4 пулемета, 5 торпедных аппаратов. С началом русско-японской войны он был зачислен в Сибирскую военную флотилию и в составе 2-й Тихоокеанской эскадры совершил поход на Дальний Восток.
После цусимской трагедии, в ночь с 14 на 15 мая, поврежденный “Жемчуг” примкнул к отряду кораблей под командованием контр-адмирала Энквиста. К рассвету, отчаявшись прорваться во Владивосток, не зажигая прожекторов и уклоняясь от атак японских миноносцев, отряд повернул на юг и пошел в Манилу. В нейтральном порту “Жемчуг”, “Олег” и “Аврора”были интернированы и до конца войны в боевых действиях участия не принимали.
С началом первой мировой войны, летом 1914 г., “Жемчуг” был откомандирован в состав союзной англо-французской эскадры адмирала Джерама, операционной зоной которого была северо-восточная часть Индийского океана.
В сентябре “Жемчуг” получил задачу - обнаружить крейсер “Эмден”, отделившийся от атлантической эскадры адмирала Шпее и действовавший в Андаманском море в качестве самостоятельного рейдера. После загрузки угля, пополнения запасов воды и провизии “Жемчуг” вышел из Пенанга (Малайзия) и взял курс на Никобарские и Андаманские острова, где, по данным союзной разведки, курсировал “Эмден”. Более трех недель в районе островов “Жемчуг” искал рейдер, не подозревая, что тот уже был осведомлен о его планах.
13 (26) октября “Жемчуг” вернулся в Пенанг. Необходимо было перебрать механизмы и провести выщелачивание котлов. Командир крейсера капитан 2-го ранга И. Черкасов получил разрешение командующего эскадрой на проведение ремонта. Вход в бухту охранял английский береговой пост, а в море, у входа в бухту, несли брандвахту французский миноносец и английский дозорный катер.
“Жемчуг”, встав у стенки, оставил в готовности только орудия борта, который был обращен к входу в бухту. Это была одна из многих в трагической цепи ошибок, допущенных командиром корабля. Кроме того, командир оставил за себя старшего офицера и съехал на берег.
По-южному ранний рассвет 15 (28) октября не предвещал трагедии. На крейсере заканчивала работу ночная авральная партия. Артиллерийская прислуга отдыхала здесь же, у орудий, на не успевшей остыть за ночь палубе. В предутренней дымке у входа в бухту показался “Эмден”. Чтобы обмануть дозорный пост, немецкий рейдер поставил четвертую фальшивую трубу из брезента. В таком виде в предрассветных сумерках “Эмден” походил на английский крейсер “Ярмут” и, будучи принятым за него всеми наблюдателями, беспрепятственно вошел в бухту. Произведя боевой разворот, “Эмден” с расстояния около одного кабельтова выпустил по русскому крейсеру торпеду, которая попала ему в кормовую часть. “Жемчуг” стал стремительно погружаться с дифферентом на корму. Вслед за взрывом на “Жемчуге” заиграли колокола громкого боя. По тревоге экипаж быстро занял места согласно боевому расписанию. Крейсер открыл ответный артиллерийский огонь. Но тщетно. С “Эмдена” успели выпустить еще одну торпеду. Попав в носовую часть русского крейсера в районе мостика, она вызвала страшный взрыв, после которого “Жемчуг” в считанные секунды затонул.
Пытаясь исправить свою трагическую ошибку, навстречу выходящему из бухты “Эмдену” ринулся французский миноносец “Муске”, но тремя точными залпами рейдера он был потоплен.
На “Жемчуге” погибли 80 моряков и вахтенный начальник мичман А. Сипайло. 115 моряков ранены. Через несколько дней от полученных ран в госпитале Пенанга умерли еще семь нижних чинов экипажа русского крейсера.
Для расследования обстоятельств гибели крейсера была создана комиссия во главе с командиром Сибирского флотского экипажа капитаном 1-го ранга С. Хмелевым, которая пришла к выводу о полной виновности командира “Жемчуга”. Капитана 2-го ранга И. Черкасова разжаловали в матросы, но после февраля 1917 г. Временным правительством он снова был произведен в офицеры. Однако моряки Сибирской флотилии помнили о виновнике гибели “Жемчуга”. 19 июня 1917 г. на заседании комитета Сибирского флотского экипажа был вновь поднят вопрос о судьбе барона И. Черкасова. Единогласно был вынесен протест против производства в капитаны 2-го ранга И. Черкасова и решено просить о пересмотре дела и об исключении его из военной службы. А до окончательного решения дела, как написал своим товарищам в Гельсингфорс, где находился Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт), председатель комитета Сибирского флотского экипажа У. Костарев, барон И. Черкасов и его жена должны быть арестованы.
Была ли арестована чета Черкасовых - неизвестно. Тем не менее предположить их судьбу нетрудно. Общеизвестна скорая расправа матросских и солдатских комитетов того времени с офицерами Императорского флота.
Но история крейсера 2-го ранга “Жемчуг” на этом не закончилась. В конце декабря 1914 г. в Пенанг прибыл вспомогательный крейсер русского флота “Орел” для подъема орудий с погибшего корабля. Это тот крейсер, который в следующем году в феврале-марте принимал участие в подавлении мятежа 5-го легкого полка сипаев в Сингапуре и вошел в историю российского флота как первое военное судно, которое не вернулось из дальнего похода с гардемаринами на борту и на протяжении почти двух лет занималось коммерческими перевозками в юго-восточной части Тихого океана.
Более двух месяцев проходили водолазные работы на месте гибели “Жемчуга”. Экипаж “Орла” поставил первый памятник погибшим морякам российского крейсера на месте их захоронения - на местном католическом кладбище. Здесь же они похоронили своего водолаза, погибшего во время водолазных работ, и моряка, умершего от болезни. Установленный офицерами и моряками “Орла” памятник - православный крест-трилистник сохранился до конца 1938 г., но могилы почти сровнялись с землей. В феврале того же года в Пенанг с гастролями приехали казаки Платовского донского казачьего хора. Они привели могилы в порядок, поправили крест и установили мраморную плиту-надгробие, но только лишь с девятью фамилиями, которые смогли установить по кладбищенским документам.
В 1972 г. с согласия правительства Малайзии принято решение о замене обветшалого памятника. Его предполагалось установить в декабре 1974 г., в
60-ю годовщину со дня гибели крейсера. Для этого планировали поход в Малайзию корабля Тихоокеанского флота. Но несмотря на все предварительные договоренности, правительство Малайзии не дало разрешение на заход в Пенанг советского военного корабля, и посему открытие памятника состоялось лишь 5 февраля 1976 г. На мраморном памятнике, выполненном в виде боевой рубки военного корабля, золотом высечена надпись: “Русским военным морякам крейсера “Жемчуг” - благодарная Родина”. С тех пор каждый год, в октябре, в день гибели крейсера, здесь всегда появляются живые цветы. В мае 1990 г. наконец состоялся официальный визит в Пенанг большого противолодочного корабля “Адмирал Трибуц” под флагом вице-адмирала Н. Берегового. К памятнику трагически погибшим морякам крейсера “Жемчуг” их соотечественники возложили венки и живые цветы.