Художественное “ФИ”
Инна Филатова замечательно рисует панораму Золотого Рога. Она вообще рисует хорошо, просто панораму Золотого Рога - чаще всего! Потому что ее лучше всего покупают. “Фи, - могут поморщиться те ценители искусства, которые не знают Инку, - конъюнктурщица!” Но она может вовсе не браться за кисть по нескольку месяцев, если нет настроения “красить”. И уж тем более не станет рисовать портреты прохожих на улице “по 50 рублей в полчаса”. Свои работы она отдает в салоны “Артэтаж”, “Ностальгия”, а подписывается смешной аббревиатурой “ФИ”.
Инка вполне может прокормить себя своими работами. И это служит основой для нормальной женской уверенности в себе. Но она совершенно не “эмансипе”, и у нее невероятно много обаятельнейших женских черт и черточек, делающих ее самое предметом восхищения многих.
Она может полчаса рассказывать, как правильно расчесывать волосы, потом плавно перейти к рассказу о кошачьих повадках, а закончить монолог какими-нибудь фантастическими житейскими наставлениями. Ну, например: “Зачем ты хочешь писать о художниках, которых никто не знает? Пойди лучше к директору банка или к кому-нибудь известному! Такое знакомство пригодится, они тебе могут и денег занять...” Ну, тут (хотя Инка говорит на полном серьезе!) я, конечно, смеюсь. Интересно, сама она пробовала претворять в жизнь свои ценные рекомендации?
Оказывается, почти да. Хотелось Инне иметь собственную галерею. Начало делу было положено накоплением нескольких подаренных художнице работ ее друзей. Об этих подарках Инна говорит как о самом ценном, что есть в ее доме: “Если бы я уезжала далеко, то взяла бы только это”. Потом она ходила с фотоаппаратом и снимала лица авторов “ее” работ. Галерея - так уж с портретами! Но “известные” и богатые люди вовремя что-то не пришли с предложением дать денег, а ходить и просить... “Я ведь не деловой человек”, - здраво, но без грусти сообщает Инна. И это хорошо, думаю я про себя. Зато с ней легко и интересно. Даже когда разговор идет о художественных достоинствах прозы Достоевского. Впрочем, о Достоевском, так и быть, помолчим. Вряд ли именно он научил Инну понимать людей. Она видит тебя сразу, а с течением времени подмечает изменения в характере, как бы фиксируя моменты твоей жизни, давая людям необходимую, порой обратную связь”. Инна обладает настоящим талантом в области показа человеческого характера. Только к психологии ее талант имеет примерно такое же отношение, как законченная картина к коробке с красками.
Например, одним из ключевых понятий в Инкиной философии о человеке является “любовь к себе”. Человек, который себя не любит, не любит и других. Он не способен и создавать что-либо, вызывающее любовь. Поэтому любите себя, господа! Вроде бы всем известный постулат, но тогда отчего же мы так неохотно им пользуемся? Может, для того, чтобы любить (и уважать) себя, тоже нужен какой-то особый талант? Или какие-нибудь тепличные условия обитания?
Условия Инкиной жизни тепличными язык не поворачивается назвать. Разве что дрова ей рубить не приходится. В доме - мало мебели и вещей. Минимализм как стиль быта. Из необязательных деталей здесь, наверное, только кот Шива - то ли перс, то ли полукровка. А вот обязательный предмет - швейная машинка, самостоятельно собранная Инкой из нескольких разных. Умение шить в ее жизни просто необходимо, так как на тонкую “декадентскую” фигуру художницы не приходится впору ни одно готовое платье.
Инна не вступала в Союз художников, хотя как-то участвовала в краевой молодежной выставке. “Если бы я хотела стать знаменитым художником, то, конечно, везде бы участвовала, ходила на все выставки, училась бы у мастеров. Но я не гонюсь за славой... Ну, не так, чтобы мне совсем ее не нужно было, но делать для нее ничего не стану”.
Не знаю, как вам, а для меня это даосское “не-деяние” мастера, знающего себе цену, гораздо милее и притягательнее всевозможных суетливых выставок, презентаций и биеннале.