Художнику не превзойти творца

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Хмурый Владивосток провожал дождем, оставлявшим редкие прочерки на стеклах автобуса. Привычная июньская сырость держала в рабочем ритме - пляжный сезон еще впереди. “А у нас в Кировке жара несусветная весь июнь стояла, - вызывала на разговор словоохотливая попутчица, - просто горело все...” После некоторого молчания обратилась с конкретным вопросом: “Отдыхать едете?” На отрицательный ответ удивленно вскинула брови: в Шмаковке сейчас - сплошная благодать.

Только об этом сожалеет собиратель Кировской картинной галереи

КОРНИ

Кировские земли и правда называют благодатными. Они щедро дарят и урожай, и таланты. Здесь рождались, росли, пробовали кисть многие художники. То ли краски этих мест особенные, то ли климат, а может быть, энергетика способствует, во всяком случае, многих знают в России и за ее пределами. Именем одного из них - Николая Грицука - названа галерея, которой в августе исполнится 10 лет. Это детище Владимира Дзекелева - бессменного директора, хранителя и собирателя художественных работ.

Сам Дзекелев тоже художник. За несколько минут до того, как я вошла в его дом, он вернулся с этюдов. Закатное солнце било в окна, вырывая из сумрака комнаты уголки разложенных прямо на полу листов ватмана. Зеленое поле, сопки с синей кромкой, небо такой пронзительной летней голубизны, что глазам больно.

- Это все сегодня сделано... - Владимир Михайлович вынимал из папки листы один за другим. - Масляная пастель, ею работать быстро, - приговаривал он.

В какой-то момент поймала себя на мысли, что все происходящее кажется мне ирреальным: слишком непривычной была обстановка, в которую я попала. Нагромождение домашнего скарба в коридорчике, рукомойник без крышки, прибитый прямо к стене, кровати с металлическими спинками, наверное, скоро исполнится век. На самом деле непримечательный деревенский домишко - пристанище рака-отшельника (так называет себя Дзекелев) - таил настоящие сокровища: подшивка журнала “Мир искусства” за 1903 год, “Аполлон” за 1912... Истрепанные страницы оттеняла новоглянцевая обложка лежащей рядом толстой книги “Безумная жизнь Сальвадора Дали”, только что изданной. По соседству на колченогом стуле стопкой высились альбомы “Импрессионизм: новые пути в искусстве”, “Импрессионизм: художники и картины” - Моне, Сислей, Писсарро, Ренуар... Штрихи мелков на дзекелевских этюдах и репродукции на гладких книжных листах - в них было что-то общее.

- К импрессионистам у меня отношение особенное, - хлопотал над чайником хозяин. - Люблю их с детства...

Время в этом доме давно уже перестало отсчитывать быстротечные часы, просто разделилось на общие временные категории - “Прошлое”, “Настоящее”...

Прошлое

В нем, солнечном и беззаботном, Владимир Дзекелев рос хулиганистым пацаном, который ездил на подножках пригородных поездов. И каким коленцем вывернулась бы жизнь, если бы не встретился он с художником Борисом Бавдеем, служившим под началом отца - офицера Советской армии? Мир красок поразил мальчишку и решил его судьбу. Причем решил в глобальном смысле: Владимир не выбирал ту или иную художественную школу, училище, это не имело для него никакого значения. Он просто раз и навсегда посвятил себя холсту и кисти. Когда в его - сельского подростка - руках оказалась книга “История живописи XIX века”, он пропал для окружающего мира. Три тома прочел не отрываясь. И это стало началом... Жизни.

15 лет было отдано театрам. Художник-оформитель - чем не прекрасная профессия? Есть возможность видеть творчество других - режиссеров, актеров, художников, общаться на равных. Дзекелев перечисляет города и имена:

- Владивосток, Йошкар-Ола, Ирбит, Пенза, Петрозаводск... Там мне посчастливилось работать с Саввой Бродским, декорации которого к спектаклю Дон-Кихот признаны лучшими в России. Как-то в Петрозаводск приехал скульптор Коненков, персональную выставку которого организовал местный музей изобразительных искусств. Я был потрясен его мрамором. Мы вместе бродили по городу до глубокой ночи, не спали, беседовали... Каждое слово было значимым.

Сколько еще встреч с известными и великими живописцами состоялось, прежде чем мысль о создании галереи оформилась окончательно? Владимир Михайлович был участником всевозможных выставок - республиканских, зональных, краевых и городских. Там происходили знакомства, обмен опытом, начинались дружбы на десятки лет. Вряд ли тогда он думал о том, что именно ему предстоит собрать под одной крышей работы талантливых художников России.

Произошло все внезапно. Болезнь матери вернула Дзекелева из его кочевой жизни в родную Кировку. Когда хоронили маму Варвару (которую сын звал великомученицей, столь нелегка была ее жизнь), на небе вдруг засияла радуга, нежно переливая цвета один в другой. Как знамение... Вскоре Владимир Михайлович оказался на больничной койке с серьезной травмой позвоночника. Автокатастрофа, в которой его попутчики отделались ушибами, для Дзекелева оказалась роковой... и судьбоносной.

- Появилось время для размышлений. Что я еще не сделал и что успели другие? Подумал, что живу на родине Николая Грицука, которого мы почти не знаем и которого почитает весь мир - его картины есть в Русском музее, Третьяковке, галереях Франции, Германии, Америки. Тогда и замыслил галерею... Я лежал неподвижно и молился, молился: “Господи, дай мне силы! Если я встану, то сделаю все возможное, чтобы исполнить этот замысел, ни минуты больше не потрачу на пустяки!”

отступление

...Типовой районный дом культуры встретил прохладой и гулкой тишиной. Духота летнего вечера проникала лишь на второй этаж через крышу, под которой разместились картины. Щелчок замка, громко загудевшая в тишине лампа дневного света, знакомый пушкинский профиль на стене... К юбилею поэта Владимир Михайлович расстарался - Зелинский, Домашенко, Табанин... Черно-красные строгие штрихи графики. “Заговорщики. Красное вино” - декабристы в офицерских мундирах окружили стол с бокалами. Пьют за успех. Здесь же едва прорисованное лицо Пушкина. Душой он с ними. Вдоль стендов - витрина с книгами, посвященными великому поэту. Все из личной библиотеки Дзекелева. За месяц выставку посетило более 2000 человек.

ЦАРСКИЙ подарок

Узнав, что работы (до единой), демонстрируемые в галерее, подлинные, многие отказываются верить. Тем не менее это так. Видимо, молитвы были услышаны. И началось подвижничество Владимира Дзекелева. Он не стеснялся приходить в мастерские Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока, других городов и просить. Не для себя же... Многие откликались, наверное, срабатывала некая цеховая солидарность. Художники дарили свои работы, не сомневаясь в том, что где-то на краю земли, в одном из приморских поселков, люди обязательно придут и увидят их. Спустя какое-то время молва о Дзекелеве разнеслась в среде живописцев - его уже как экзотический цветок с Дальнего Востока передавали из рук в руки. Как-то в один из его приездов в Санкт-Петербург наш земляк, обосновавшийся и преуспевающий там, художник Яхнин, сказал: ”Ты уже знаешь тех, кого не знаю я, живущий здесь...” Софья Витухновская сделала царский подарок - больше 100 рисунков. Дзекелев онемел, она же в ответ махнула рукой: ”Мне уже много лет. Берите, пусть люди смотрят”. В метро Владимир Михайлович от чьего-то неосторожного движения уронил папку, листы рассыпались, и он, распахнув руки, как птица над гнездом, согнулся над ними, чтобы, не дай бог, кто не наступил, а людской поток плавно обтекал его с обеих сторон...

Многие художники в галерее представлены семьями - отец и сын, муж и жена: Чарушины, Поплавские, Цигали, Хоршаки. Целое состояние. И достояние Кировской картинной галереи. И уже лично Дзекелеву адресованные открытки к праздникам с подписями: “Ваш Василий Звонцов”, “Верейский”.

Настоящее

Перестройка внесла в жизнь нашего путешественника свои коррективы. Ездить стало накладно. Уже давно Владимир Михайлович не покидает пределы поселка. Но не думайте, что миссия, для которой он встал на ноги 10 лет назад, на этом закончена.

- Человек должен работать. Иначе зачем ему жить на этом свете, - рассуждает Владимир Михайлович. - Я если день не рисую, то просто болею. В год получается до 1000 листов. Лучшие оставляю, остальное - в огонь...

Из лучшего недавно он представил односельчанам персональную выставку. Сплошь пейзажи. Мягкая сухая пастель, яркая масляная, акварель. Стога на фоне темно-зеленых деревьев, ясный полдень, в котором кудрявые кроны отбрасывают лишь маленькую тень, бесконечная полоса поля. И везде небо, такое настоящее, такое всамделишное, что диву даешься, как это можно изобразить. К небесам у Дзекелева отношение трепетное.

- Как в Библии, не было бы неба, не было б земли, - скороговоркой произносит он. Присутствие многочисленных “б” как будто напоминает о том, что слово “бытие” тоже начинается с этой буквы. Смысл этого бытия, бесконечно искомый русским людом, кажется, нашел наш художник: “Человек создан по образу и подобию божьему, а бог прежде всего творец. Значит, каждый из нас тоже творец, неважно, в какой области. Трудиться надо, трудиться”, - последние слова Владимир Михайлович произносит из другого конца зала, полностью устелив пол своими рисунками разных лет и сезонов. Зима, весна, лето, осень... И везде буйство красок. Особенно летних. Не слишком ли нарочито?

- Знаете, сижу иногда под открытым небом (я в мастерской-то не работаю), дождь пройдет, а потом ветерок подует, сопки от облаков очистит, и так все засверкает, что плакать хочется: ну нет таких “красителей”, чтобы передать эту красоту!

Но Дзекелеву это как-то удается. Кажется, что тепло, которое излучает подаренный мне пейзаж - пронзительную зелень листвы разрезают темнеющие стволы деревьев, - осязаемо.

мечты

В день рождения Николая Грицука, 26 августа, галерее исполнится 10 лет. Валерий Баев, руководитель отдела культуры местной администрации, уже продумывает план официальных мероприятий. Владимир Дзекелев хочет не просто отметить юбилей. Он мечтает пригласить в Кировку художников со всего края. Несколько лет назад подобный акварельный заезд уже состоялся и был очень удачным. Его участники - Олейников, Камалов, Петровский, Гречко, Григорьев, Заугольнов и сам Владимир Михайлович представили в Приморской картинной галерее итоговую выставку. Получилось впечатляюще. Сегодня, когда творческая дача в Анисимовке восстанавливается после пожара, такой выезд на пленэр был бы плодотворным.

Воплотится в жизнь эта идея - можно подумать и о большем. В конце мая в галерее демонстрировалась японская выставка, и Владимир Дзекелев уже побеседовал с представителем делегации г-ном Хиросо о международном пленэре.

- Очень хочется, чтобы художники увидели красоту наших мест, поработали здесь, - повторяет Владимир Михайлович, потом добавляет: - может быть, что-то подарят нам...

Прирастет и тем Кировская галерея.

* * *

Начинался июль - жаркая пора, в которой переплелись все оттенки зеленого. Они неразличимы в городской суете, куда, трепеща занавесками, уносил меня автобус. Чтобы их увидеть, поезжайте в лето...