Три встречи
19 июля ровно год, как ушел из жизни Юрий Бондаренко, генеральный директор государственного унитарного предприятия “Издательско-полиграфический комплекс “Дальпресс”.
По роду корреспондентской деятельности я не раз сталкивалась с Юрием Александровичем. Высокого роста, красивый, голубоглазый, он всегда обращал на себя внимание. Но интересно, казалось, что сам при этом пытался уйти на второй план, быть подальше от назойливых репортеров, от внимания публики.
Однажды мы разговорились. Я его внимательно слушала, не перебивая нетерпеливыми вопросами. Меня поразило, как он говорил: неторопливо, раздумчиво, сдержанно и вместе с тем основательно и убедительно. Мне всегда доставляло удовольствие с ним общаться. Нравилось при встрече здороваться: моя ладонь утопала в его крепкой, надежной, мужской руке.
Уж такова она, наша журналистская страсть: всегда хочется поделиться с читателями радостью встречи с человеком, кто стал тебе интересен, чья жизненная позиция достойна уважения, чей взгляд и точка зрения высвечивают в нем личность широкой эрудиции, профессионала своего дела. Несколько раз я “приставала” к Юрию Александровичу: пора стать нашим “гостем”. (В газете “Владивосток” есть такая популярная рубрика - “Гость номера”). Юрий Александрович отшучивался - еще не пришла та пора... А я почему-то не проявляла свойственной в других журналистских делах настойчивости. Тоже казалось: к чему торопиться, впереди - целая вечность...
Нам память дана в благодарность тем, кто ярко светил. Был рядом. И так рано ушел... Не удержали... Не сберегли... Но держим и храним в памяти. В том хрупком и надежном уголке он такой, как прежде, - красивый, улыбчивый, умный, доброжелательный.
В моей памяти особо остались три встречи. Короткие, яркие, незабываемые...
...В тот год 9 мая выдалось солнечным, светлым. Блестели начищенные ордена и медали ветеранов, блестели глаза от радости встреч - живы будем, глядишь, не помрем! И лица горожан, тех, кто ранним утром собрался в сквере имени Лазо, тоже были светлыми и солнечными - сквозь годы пробивался в нас, видимо, на генном уровне отблеск Великой Победы. Неожиданно я увидела Юрия Александровича. Он бережно поддерживал симпатичную осанистую женщину, с теплотой в голосе представил ее: “Это моя мама”. Оказалось, это традиция - вместе с Нилой Михайловной в День Победы чествовать тех, кто даровал нам свободу, дарить цветы.
- Святой праздник, - говорил Юрий Александрович, пока мы не спеша шли все вместе по Корабельной набережной. - Жаль вот, сегодня так и не добудился Женьку. Улыбается, а просыпаться не хочет. Дергал его, дергал за ногу. Да и ладно, воскресенье - единственный день, когда у него подъем не в 7 утра. На то он и День Победы, чтобы пацаны сладко спали по утрам...
В другой раз я столкнулась с Юрием Александровичем на Светланской. Удивилась: вот так, без охраны, без машины, средь бела дня прогуливается такой Большой Человек! Юрий Александрович шутку поддержал: вот теперь прогуливаться будем вдвоем, без толку, без цели, без дела. Оказалось, его водителю необходимо было срочно решить какие-то семейные проблемы, отпустил на полчаса, теперь вот жди, на часы поглядывай. Но что поделать? Ведь к тем, кто рядом с тобой, относиться надо с пониманием.
- У меня никогда не было на двери таблички с часами приема по личным вопросам. Приходят за помощью, обращаются со своими бедами, проблемами тогда, в тот час, когда особо поддержка нужна. Как руководитель, я не разделяю проблемы людей на производственные и личные.
Мы подискутировали, какой тип руководителя нужен сегодняшнему времени - авторитарный, демократичный. Сошлись на одном: нужен человеческий!
Подъехал водитель, стал смущенно оправдываться: попал в пробку. Юрий Александрович укоризненно покачал головой.
...Отмечали юбилей издательства “Уссури”, в центре внимания - яркая, ни на кого больше не похожая, самобытная Орыся Бондаренко. Много цветов, слов - доброжелательных, дежурных, искренних. Но как потеплели у всех глаза, когда встала вместе вся семья - Юрий Александрович, Нила Михайловна, дочь Вика, сын Женя, Орыся... Глядя на них, красивых, счастливых, совсем не надо было спрашивать, кто глава семьи, кто распоряжается, кто подчиняется, чье слово закон. Было и без слов ясно: здесь главенствует Любовь...
* * *
Невозможно каждый день жить с чувством: а вдруг он последний, когда видишь родного тебе человека? И все-таки год спустя почему-то вспоминаются известные строки: “С любимыми не расставайтесь. С любимыми не расставайтесь, всем сердцем прирастайте к ним... И каждый раз навек прощайтесь. И каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг...” С потерей смиряет лишь одно: тот краткий жизненный миг, когда жил, любил, творчески работал Юрий Александрович, рядом были любящие его люди...