Таким вином только заборы красить

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Роскошные этикетки, витиеватые бутылки, названия - поэма! Это вам не банальная “Столичная”, а напиток веселья и здоровья: красные вина. Увы, наш рейд совместно со специалистами Приморского территориального управления госторгинспекции показал: купить хорошее вино или хотя бы просто подлинное, не поддельное, не забродившее и за умеренную цену - тоже практически невозможно

На мысль, что пора в рейд, натолкнуло обычное событие: на пикнике с друзьями открыли бутылку “Кинзмараули”, купленного, между прочим, в солидном владивостокском магазине с обнадеживающим названием “Элита” на Первой Речке. Не за 300 рублей, правда, но и 75 - тоже не самая дешевая цена. То, что оказалось в нарядной бутылке, трудно назвать вином: жидкость ядовито-розового цвета, припахивающая то ли ацетоном, то ли уксусом. Шашлык наш, хоть и не сдобренный вином, не подкачал, а емкость с подозрительным напитком отправилась к специалистам госторгинспекции.

- Здесь ситуация во многом ясна: в приготовлении напитка использован запрещенный краситель Е-124 (пунцовый 4R), потому такой неестественный для виноградного вина цвет, - говорит инспектор Елена Кривенко. - Использование некоторых красителей в принципе возможно, но тогда это должно быть отражено на этикетке, тут же - ГОСТ на натуральное вино. Кроме того, вино явно больное - очевидно, кроме условий производства нарушены еще и условия хранения - вино забродило. Занижен процент сахара. Ни о каком вкусовом букете и говорить не приходится - это подделка! Откуда пришло вино - могут сказать документы, которые должны быть в магазине.

И мы отправились в магазин “Элита”. Прилавки так и манят: дегустируй! Десятки этикеток, редких форм бутылки, явно заводская укупорка, голографические марки. Нет, тут мы не найдем нарушений, и та несчастная бутылка “Кинзмараули” - привиделась, что ли? Контрольная покупка, продавец протягивает чек: правила торговли не нарушены. Приглашаем администратора: персонал почти спокоен, никто не суетится, не прячет ящики на задний двор. И все же инспектор Валентина Герасимова выбирает с прилавка бутылки с винами разных марок - будем проверять документы. И тут такое началось...

Кое-что видно специалисту даже невооруженным глазом. Итак, “Портвейн красный южнобережный” производства агрообъединения “Массандра”: все документы на него в порядке. Однако переворачиваем бутылку, на дне - осадок. Скорее всего, нарушены условия транспортировки и хранения (перепад температур и т.п.). Такое вино снимается с продажи как некачественное. Взгляд инспектора падает на любопытную бутылочку: вино белое полусладкое “Алазанская долина”, производитель - фирма “Самтрест”, Грузия. Да, когда-то “Самтрест” был гарантией качества и вкуса. Но сейчас такого предприятия уже не существует! Может, объявился правопреемник? Ничего подобного: вино - беспаспортное, на него не нашли никаких документов. Привез некий оптовик, кто - не помним, в наличии - всего четыре бутылки. Что внутри - можно даже не пробовать: бурда. Снимаем с продажи.

“Портвейн розовый Алушта” - все документы в порядке, внешний вид тоже вроде без подозрений. Возвращаем на прилавок. Зато “Портвейн красный крымский” - с осадком, значит, опять не подлежит продаже. Мадера “Массандра” - тоже по документам в порядке. На том порядок и завершился.

Вино “Купеческое”, производитель - “Северная лоза”, бутылка - редкостная, вся пупырчатая, будто виноградная гроздь. Документы - красивые, аккуратные. Написано, что налажено серийное производство этого вина. Инспектор Валентина Николаевна знает: коли серийное производство, на этикетке с обратной стороны, под клеем, должны быть серия, номер партии, дата розлива. Даже самый искушенный покупатель не догадался бы прямо на глазах у продавцов положить бутылку под струю воды. Этикеточка аккуратно отлипает, там нет ни единой цифири. Подделка? Обман? “Купеческое” снимается с продажи...

Администратор магазина уже далека от благодушия, заметно нервничает. “Но вот “Кагор-32” уж наверняка должен быть в порядке, - уверяют нас. - Сами пробовали, покупатели довольны, документы в порядке. Производитель АПФ “Фанагория”, Краснодарский край”. Инспектор долго вертит документы и бутылку в руках - как хочется верить, что хоть тут обмана нет. Последний штрих: номер налоговой инспекции Краснодарского края должен совпасть с номером на специальной марке. Не совпадает. Видимо, специальная марка наклеена с потолка. Та же история с “Розовым мускатом” АПФ “Фанагория”. Опять снимаем с продажи!

Под занавес просим поднять документы на недопитую нами даже под шашлык “Кинзмараули”: в продаже такого вина больше нет, но какую-то смешную накладную нам все же отыскивают. Там - ноль информации. И значит, у “Кинзмараули” - ноль прав попасть к потребителю.

“Откуда мы должны знать все эти тонкости? - ропщет молоденькая администратор. Судя по всему она - пешка в этой грандиозной денежной игре, которую давно и успешно ведут хозяева магазинов всех мастей. - Пусть поставщик разбирается!”

Да нет, утверждают специалисты, по закону отвечает торговля: администрация магазина ОБЯЗАНА иметь достаточно знаний в области товароведения, работать с приличными оптовиками и отбирать для продажи только ту продукцию, у которой в порядке документы и качество. В противном случае - торговле и отдуваться, возвращая покупателю деньги за бурду, платя штрафы. В данном случае администратор “Элиты” оштрафована на 20 минимальных размеров оплаты труда.

Кстати, если магазин не выполняет предписаний инспекторов, администрации грозит штраф уже от 50 минимальных зарплат и выше.

И все же итог более чем печальный. Специалисты говорят, что десятки подпольных цехов в Чечне, Осетии, Подмосковье, других регионах от производства поддельной водки плавно перешли на другое пойло - вино. Возможно, подобные цеха работают и в Приморье.

Определить, какое вино подлинное и качественное, а какое - подделка, по внешним признакам, без вскрытия, непросто даже для специалиста: ведь документы, бывает, в порядке, а пить - нельзя.

И все же вот некоторые советы. Подделки, конечно, бывают и в магазинах, но несравнимо больше их в киосках и павильонах. Нужно постараться извлечь максимум информации из маркировки - то есть на этикетках. Здесь обязательно должно быть указано, натуральное вино или так называемое оригинальное. Оригинальное допускает включение в рецептуру ароматизаторов, подсластителей, красителей. Натуральное - ни в коем случае. На отечественных винах должны быть указаны дата розлива, наименование предприятия, производившего розлив, концентрация сахара.

Чаще всего специалисты сталкиваются с такими признаками некачественного продукта, как наличие красителя в натуральном вине, заниженная концентрация сахара, вкус и запах сброженного спирта. Увы, в тонкостях букета или в том, может кагор быть таким жидким и прозрачным, каким мы его покупаем, разобраться практически некому.

Самое печальное, что сейчас борьба с пойлом под маркой винно-водочных изделий напоминает ту самую похоронную процессию, при виде которой дурак воскликнул: таскать вам не перетаскать. Дело в том, что на магазины в конечном счете можно найти хоть какую-то управу. На киоски и павильоны - никогда. Лукавый торговец ловко придумал: уставляет прилавок сотней-двумя разных вин и водок, по 3-5 бутылок каждого наименования. Нет сейфа - нет и документов. Продавец разводит руками: все у хозяина, где найти - не знаю.

“Все киоски, торгующие винно-водочными изделиями на территории города, с начала нынешнего года - вне закона! - говорит начальник Приморского территориального управления госторгинспекции Владимир Устюжанин. - В соответствии с указом президента РФ приняты все необходимые постановления по упорядочению торговли алкоголем как на городском, так и на краевом уровне. Торговать винно-водочной продукцией можно только в магазинах площадью не менее 50 кв. м, обязательно имеющих складские помещения (если в магазине по 2-3 бутылки каждого наименования - это повод для подозрений), сейф, место для бухгалтера. Сколько можно ездить с проверками, которые заведомо завершатся регистрацией десятков нарушений? Это мартышкин труд - проверять то, что вообще вне закона. Киоски и павильоны существуют для сбыта фальсифицированной водки и некачественных, не имеющих документов вин - это же ясно как день. В нарушение собственных постановлений власти всех уровней продолжают выдавать лицензии на право торговли в таких точках. Тогда, когда нужны жесткие государственные мероприятия, тут медлят и скромничают. А страдают потребители”.

Кому это выгодно, знают даже дети. Чиновникам, милиции, гостям всяким из ближнего зарубежья... А вот у соседей в Хабаровске киосков нет давно: городские власти предупреждали владельцев, а затем попросту подгоняли кран, грузили и отвозили павильоны на арестплощадки. У нас же в Приморье основная защита потребителя - в руках самого потребителя.

И потому боритесь сами: бурду возвращайте негодным торговцам, они обязаны принять бутылку обратно и вернуть деньги. В конфликтных случаях на помощь придут специалисты отделов по защите прав потребителя районных администраций и Приморского управления госторгинспекции. Может, задавив торгашей жалобами, мы заставим их торговать хоть немного честнее?

Телефон Приморского территориального управления госторгинспекции: 268-736.