Кондуктор, нажми на тормоза

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Каждое лето работники общественного электротранспорта Дальнего Востока проводят свои спартакиады - футбол, волейбол, перетягивание каната, шахматы... В ближайшее время в бухте Лазурной вновь соберутся представители трамвайно-троллейбусных управлений Владивостока, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре, Иркутска. Наши земляки надеются на победу, потому что верят, что дружный, сплоченный коллектив в хвосте плестись не может.

Как известно, во Владивостоке легче всего добраться домой или на работу трамваем и троллейбусом. Когда в 1912 году в городе по указу царя появился первый общественный электротранспорт, лишь четыре дребезжащих вагончика совершали свой путь от Луговой до центра. В 65-м новое чудо обрадовало жителей - троллейбус. Какими уважаемыми людьми были в то время водители! На курсы по их подготовке еще надо было попасть. Изменилась жизнь, но не изменились люди, работающие в трамвайно-троллейбусном управлении. Они по-прежнему преданы своему делу и любят его самозабвенно.

В 1953 году, сразу после демобилизации, пришел в депо 25-летний Николай Шиховцов. Встретили его отменно - помогли с квартирой, обеспечили работой жену. Пошли по стопам отца и дети - перед армией работал в депо сын, сейчас трудится дочь. Когда Николая Тимофеевича в 87-м году провожали на пенсию, он шутил: поработаю еще года три - и на отдых. Но до сих пор стоит за своим верстаком и уходить не собирается. Не только потому, что боится материальных трудностей - просто стало ТТУ для ветеранов самой настоящей большой семьей.

Глава этой дружной семьи Лилия Козлова прошла путь “из солдат в генералы”. Начала работать учеником электромонтера, и вот - директор. Уже 40 лет, как она не расстается со своим предприятием, старается сделать все возможное, чтобы работало оно на современном уровне, стабильно. Сегодня у желающих стать вагоновожатыми есть возможность заниматься в специальном классе, современно оборудованном по подобию ростовского ТТУ.

Удивительно, но трамвайно-троллейбусное управление до сих пор живет по социалистическим законам. Случись горе, материальные проблемы - куда идут люди? Пенсионеры ТТУ - на родное предприятие, где, несмотря ни на какие сложности, найдут возможность помочь. Ветеранам, кстати, в управлении уделяется особое внимание: на концерт всегда пригласят, судьями на конкурсах молодых специалистов предлагают быть. Связь поколений здесь не прерывается. Недаром ТТУ своими династиями знаменито - Добровольские, Гильмановы, Ким...

Особенность этого предприятия в том, что, проработав хотя бы год, человек уже не уйдет никогда. Работники ТТУ знают - что бы ни случилось в жизни, в большой дружной семье они не пропадут.