Беспорядок реформ
Много лет владивостокцы живут в жилищно-коммунальном беспорядке. В годы существования Союза ремонт жилищного фонда хоть как-то проводился, теперь об этом и говорить не приходится.
Когда-то дворники следили даже за чистотой подвалов. Там согласно проекту были построены кладовки для хранения овощей и временно не нужных вещей. Ведь в “хрущевках” места для этого практически нет. А что сейчас? Подвалы, содержание которых мы оплачиваем как места общего пользования, превращены в канализационные отстойники, в которые без спецсредств и зайти-то невозможно. Там, где течет канализация, грибком разъедается фундамент, жильцов донимают комары, блохи и крысы. Многие подвалы не закрываются, и к электрощитам можно подойти свободно. А ведь это напряжение 380 Вт. До пожара недалеко, к тому же на первых этажах нередко располагаются офисы, напичканные бумагой и мебелью. В некоторых домах подвалы в нарушение всех законов сдаются в аренду фирмам. При этом у жильцов взламываются кладовки, а их содержимое выносится на улицу. Так было, например, на проспекте 100-летия Владивостока. Это ли не беспредел? При этом с жильцов продолжают брать плату за содержание мест общего пользования.
А плата за отопление? По распоряжению городской администрации она разнесена на 12 месяцев. Так было и раньше, и в случае неудовлетворительного отопления перерасчет не делался. Нет никаких гарантий, что мы не будем переплачивать и теперь. Эта зима показала - квартиры холодные, а оплата полная. В городской прокуратуре заявляют, что платить нужно только в те месяцы, когда квартиры отапливаются, и собираются вынести протест на распоряжение администрации. Почему тогда издаются постановления, не прошедшие правовую оценку? Зачем будоражить население? С другой стороны, в случае неудовлетворительного отопления волокита по оформлению претензии ложится на плечи жильца - нужно приглашать работников ЖЭУ, замерять температуру, составлять акты. Однако статья 547 ГК РФ обязывает возмещать причиненный ущерб, то есть жильцов должны уведомлять каждый месяц о недостатках в тепло- и водоснабжении с указанием суммы перерасчета. Следовательно, нужно лишь навести порядок, привести в действие закон и не заставлять людей бегать со своими проблемами.
Следующий вопрос - плата за наем помещения. Она, по разъяснению департамента ЖКХ, не должна взиматься, если износ здания составляет более 60 процентов. Но до сих пор сведений о проценте износа жилых домов нет. Когда, например, в 61-м году заселяли дома на улицах Спортивной и Фадеева, говорили, что срок их эксплуатации 25 лет. Построенные на болоте, они должны быть в дальнейшем снесены. Какой теперь процент износа этих домов и тех, что затоплены нечистотами?
В квитанциях есть также плата за коллективную антенну. Как объяснили в комитете по защите прав потребителей, соответствующая плата может взиматься лишь в том случае, если антенна удовлетворяет современным требованиям. Но в подавляющем числе домов антенны установлены в 60-е годы и, естественно, не могут соответствовать нынешним стандартам. Однако и за это платим.
Поскольку во Владивостоке нет городской думы, краевая, на мой взгляд, может и должна принять закон о строгом финансировании, выполнении первоочередных и плановых ремонтных работ и самое главное - о контроле за их выполнением и прозрачной отчетности. Возможно, есть смысл рассмотреть вопрос о домовых комитетах и их участии в контроле за расходованием денежных и материальных средств, выделяемых на ремонт. Жильцы каждого дома должны знать, какой ремонт планируется и на какую сумму.
Хотелось бы, чтобы городская и краевая администрации рассмотрели вопрос сохранения жилого фонда, ужесточили контроль за его ремонтом. При этом отчеты должны быть доступны горожанам через средства массовой информации. Если этот вопрос не будет решен, в ближайшее время часть жилого фонда придет в негодность, а деньги на ремонт будут уходить в песок.