Архив монастыря против “контрразведки”
Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский мужской монастырь получил уникальные архивные документы из фонда Святейшего Синода Российского государственного исторического архива. На 1200 листах-копиях - указы их императорских величеств, приказы министерств и ведомств, чертежи и планы карт земельных угодий, отданных монастырю в вечное пользование, личная переписка со Святейшим Синодом основателя обители иеромонаха Алексия (в миру Александра Захарьевича Осколкова).
Эти бесценные документы должны наконец поставить точку во всей той святотатственной шумихе, которая была поднята вокруг имени духовной обители, построенной в Приморье еще в конце прошлого века. С легкой руки некоторых изданий, падких на дутую сенсацию, родилось немало “тайн” второго Валаама. В частности, утверждалось, что под видом монастыря действовала разведшкола, ориентированная на Восток, а отец Алексий работал на генштаб российской армии.
Документы позволяют проследить всю историю создания обители во всех ее мельчайших подробностях. И исключить даже малейшее подозрение в секретной ее миссии. Из архива можно, например, узнать даже номер заграничного паспорта, по которому отец Алексий ездил в Иерусалим, на Святую Афонскую гору, и даже размер его пожизненного пособия в 120 рублей, выданного Святейшим Синодом с учетом понесенных старцем трудов по устройству обители в далеком Приморском крае и ввиду преклонных лет. В документах, в частности, описан и факт кражи иноческих денег двумя ссыльными в 1899 году.
- Монастырь, несмотря на все мирские невзгоды, которые сейчас окружают его, продолжает выполнять строгий устав духовной обители, - рассказывает настоятель монастыря игумен Феофан. - Он устроен по образцу Валаамского и отличается особой строгостью: подъем в 3 час. 30 мин. утра, молитва, послушание (работа по хозяйству), обед, молитва, послушание, ужин, молитва.
Всей братии у нас сегодня 23 человека, из них 8 - монахи. Мы обустраиваем территорию дальнего скотного двора. Уже расселили несколько семей, предоставив им жилье, как говорится, из своих фондов, чтобы полностью восстановить трапезную, библиотеку, келейный этаж. Осенью надеемся заложить здесь фундамент будущего храма.
А пока служба идет в Преображенской церкви. Она стоит на одноименной сопке, которая подковой огибает бывшую территорию монастыря. Сегодня в крепких монашеских корпусах красного кирпича размещается военный санаторий , а в здании настоятеля - его дирекция.
Поднимаешься на сопку - и остается внизу бушующее людское море. Наверху тишина и покой, которые нарушает лишь колокольный звон, плывущий над Шмаковским монастырем в часы службы. Даже сам воздух здесь пронизан молитвой и послушанием. Это место изначально хотели отдать под храм, но только в 1917 году заложили фундамент. Как стало известно из новых документов, храм до революции так и не был освящен. Достраивали его уже позже.
Сегодня в Преображенском храме, очищенном от грязи, скабрезных надписей, железных решеток, согретом молитвой и покаянием, расписывается семиярусный деревянный иконостас. Уже готовы 60 икон. По завершении работ он будет представлять почти всю историю православной иконописи: византийский древнегреческий стиль письма, московская и палехская школы. Украшением храма, безусловно, станет и трехслойная резьба, выполненная лесозаводскими мастерами. А купол увенчает роспись, представляющая августейшее семейство Николая II.
Вместе с архивными документами в монастырь попали две редкие книги из Московской духовной академии. Благодаря им стало известно, что первый постриг был совершен здесь в августе 1898 г., а в возрожденном монастыре - ровно 100 лет спустя. И еще одно неслучайное совпадение. Впервые наречение в сан игумена иеромонаха Алексея Озерова в монастыре состоялось в пятидесятницу, на Троицу. Отец Феофан, нынешний настоятель монастыря, получил этот духовный сан тоже в этот же православный праздник.
Представление архивных документов, рассказывающих об истории создания Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского мужского монастыря, состоится в ближайшие дни в музее им. В. Арсеньева.