Неприкаянные, наши дети падают с гаражей и попадают под машины

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Лето, ах, лето... И только здесь, в детском отделении травматологии и ортопедии городской клинической больницы № 2 (тысячекоечной), о ребячьих каникулах говорят без радости: именно летом сюда катастрофически не зарастает народная тропа, везут и несут ребятишек с тяжелыми травмами. В этот год наплыв как никогда: заняты не только все койко-места, но и холлы, коридоры, диваны, родители приносят раскладушки. Мы совсем не бережем своих детей...

9-летний Женя Ш., очевидно, проведет все каникулы в больничной палате. Мальчишку прямо-таки раздавил в родном дворе, перед самым домом, пьяный водитель: многочисленные ушибы, перелом обеих костей таза - доктора говорят, это тяжелейший вид травм. У Дениса Д. - перелом бедра, плечевых костей, обоих предплечий: пацаны сигали то ли с гаражей, то ли с каких-то пристроек высотой в три этажа.

Маленькую Женечку искусал соседский пес, да породы-то какой нестрашной - чао-чао! Увы, рана у девочки серьезная. Зато Саша Б. ужасно пострадал от двух здоровенных псов-кавказцев, что охраняют соседний частный дом на Океанской: собаки терзали 13-летнего мальчишку, а хозяйка не могла с ними справиться... Весь в крови, с рваными ранами лица и всего тела мальчишка сам приехал в клинику. Кроме всего прочего у него по сей день тяжелый психологический шок от всего пережитого.

“Я бы разделил травмы наших пациентов на три группы: “автодорожки”, раны от укусов и бытовые травмы, полученные на разных строительных площадках и во дворах, - говорит врач-травматолог Дмитрий Рыжиков. - Маленькие пешеходы попадают под колеса и в городе, и в пригороде, и что самое страшное - в собственных дворах. Водители должны понимать, что ребенок психологически лишен чувства опасности на дороге, оно приходит только с возрастом. Либо после долгих тренировок с родителями, в школе.

Самые тяжелые среди категории укушенных, равно как и самые частые, - раны от зубов ротвейлера. Ротвейлеры кусают и детей, и взрослых, и соседских, и своих. Рана не просто рваная - там размозженные ткани, которые исключительно плохо заживают, плюс нередко перелом кости. Кусают и беспородные псы, особенно много бед от собак, охраняющих автостоянки: каждый четвертый ребенок к нам поступает именно искусанный такими “охранниками”.

Кусают детей не только собаки, но и кошки, крысы, в том числе белые домашние, - сейчас же поветрие их держать. Кошачьи и крысиные укусы страшны не столько повреждением тканей, сколько тем, что животное может быть заражено вирусом бешенства: медики относятся к этой проблеме бдительно - в городе зарегистрировано уже два случая бешенства. К счастью, летальных исходов пока нет.

Среди бытовых травм - падения с крыш, балконов, деревьев, а самое частое - травмы при катании на роликовых коньках. Как правило, специальных площадок у нас нет, и ребята вынуждены кататься на участках с плохим покрытием, а то и на проезжей части. Результат - переломы рук, реже - ног. И прямо-таки бедствие для детворы - стройплощадки, какие-то монтажки, бетонные блоки с арматурой, недостроенные лестницы, трубы... Тут нередки переломы позвоночника, черепно-мозговые травмы”.

Девчонки-подружки гоняли по этажам серую крысу - в итоге она укусила одну из преследовательниц. Маленькая Оля из Надеждинского детского дома уронила на себя шкафчик в раздевалке. Олечке надарили здесь игрушек, чужие родители приносят домашние сладости. Пацаны из семей побогаче обзаводятся мокиками - и частенько попадают в автоаварии.

“В детской травме последние года три, - говорит врач Наталья Малишевская, - появилась новая категория пациентов - “бомжата”. Это ребята, которые попадают в больницу, и про них никто не спрашивает, их не разыскивают родственники, мамы и папы не интересуются, жив ли их ребенок, не несут гостинцев. Грязные, голодные, порой вороватые, никому не нужные... После больницы их родных уже разыскивает милиция”.

Врачи этого отделения самоотверженно несут свою службу. Оперируют, латают, складывают по осколкам косточки, сращивают, делают пластические операции. Профессионалы высочайшей пробы, у них на всех хватает еще и просто человеческого участия.

“Наше отделение - в какой-то степени отражение социального неблагополучия в обществе, - считает врач Наталья Малишевская. - Тысячи детей, вместо того чтобы находиться в пионерских лагерях, слоняются по дворам и стройплощадкам...”

Нынче по нормам фонда соцстраха на тысячу человек трудового коллектива положено всего девять путевок на год в санаторно-оздоровительные учреждения - это на детей и взрослых! Не попал в “норму” - покупай путевку за полную стоимость: 2-4 тысячи рублей. Многие родители могут себе такое позволить? Часть детей забрали на себя пришкольные лагеря, профильные, у кого-то родственники в деревне. Увы, все это проблемы не решает. Вот и получается: родители с утра до вечера пашут, дети - без присмотра. Они гоняют по гаражам, их перемалывают колеса машин и подстерегают десятки других опасностей. Уже даже предмет такой в школе ввели - безопасность жизнедеятельности. Не помогает. Среду обитания надо делать безопасной! Кто-нибудь когда-нибудь видел, чтобы останавливали водителей, которые гоняют в жилой зоне, по дворам будто по скоростной трассе? Кто-нибудь найдет управу на владельцев собак, особенно бойцовых пород, преспокойно выгуливающих их без поводков и намордников прямо по детским площадкам?

До боли затертый факт: у нас уже несколько лет число умерших превышает число родившихся. В России печальная ситуация по уровню детской смертности.

А вот факт менее известный: в России - один из высочайших показателей уровня гибели детей и подростков от травм. Вот так! Одна беда - мало рожают, так еще и не можем уберечь тех, кто родился, выжил и растет с нами. Разве это не варварство?