Москва, как много в этом звуке...

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В завершение театрального сезона академический театр драмы им. Горького сполна отведал радостей и волнений, восторгов и непредвиденных событий, связанных с гастролями. В мае был совершен марш-бросок по краю, где стала очевидной затянувшаяся пауза в традиционных прежде гастролях театра в глубинке. Доходило до курьезов: увидев афишу спектакля на дверях клуба, народ порой принимал это за розыгрыш. Но были случаи, когда встречи с актерами выливались в народные гулянья с песнями и танцами. Июнь ознаменовал собой долгожданную поездку в Москву, которая состоялась благодаря поддержке администрации края. Такого эффекта не ожидали:и не лучший месяц для гастролей, и открывались “Борисом Годуновым”, который весь сезон шел на площадках трех ведущих столичных театров, и эта удушающая жара... А зритель шел, зал не зиял пустотами, да и критики больше хвалили, чем наставляли. И даже из самых непредсказуемых ситуаций театр сумел выйти с честью

Гвоздь программы

Напрасно утверждали скептики, что столичного зрителя не удивить богатством декораций и костюмов. Конечно, игра актеров явилась определяющей в успехе постановки, но москвичи по достоинству оценили и оформление спектакля. “Борис Годунов” стал украшением программы празднования 200-летия поэта. Можно только догадываться, каково оно - в 30-градусную жару четыре вечера подряд играть в шубах, тяжелых камзолах, в меховых боярских шапках. Но исполнитель роли Годунова, заслуженный артист России Александр Славский без тени бравады утверждает, что ощущения усталости на протяжении всех гастролей не возникало.

На одном дыхании, под зрительское “браво”, прошел “Биндюжник и Король”. Тепло встречали москвичи и гости столицы постановки Чехова и Тургенева. Театральная элита с восторгом заговорила о ярких, разноплановых работах заслуженной артистки России Светланы Салахутдиновой. Не пропустивший гастролей нашего театра Роман Виктюк был очарован игрой Александра Славского и Дмитрия Жойдика. Народный артист России, кинорежиссер Владимир Усков (“Тени исчезают в полдень”) расточал свои симпатии заслуженному артисту России Александру Пономаренко. Актриса Наталья Музыковская была признана лучшей Нихамой автором либретто “Биндюжника” Ассаром Эппелем. А рядовой зритель дарил цветы, подолгу не отпускал со сцены, кое-кто даже прорывался за кулисы с тортом и шампанским. С интересом к творчеству коллег отнеслись и актеры МХАТа им. Горького, на сцене которого проходили гастроли приморского академического. Впрочем, о сцене как таковой поведал заместитель директора по постановочной части, заслуженный работник культуры России Анатолий Хоменко. По его мнению, закулисное хозяйство

МХАТа оставляет желать лучшего. “На планшет сцены без слез не глянешь: вся поверхность торчащими шляпками гвоздей напоминала ежа и, коварно щетинясь, угрожала травматизмом, - посетовал Анатолий Дмитриевич. - А на нашей сцене танцует балет”. Вот и пришлось со своим уставом в чужой монастырь... И молотками вдоволь помахали, и пылью годами не снимаемых декораций надышались. Зато вернулись домой и порадовались на “свой монастырь”. Но для актеров даже изувеченная гвоздями сцена - святое место. “Я видел Иннокентия Смоктуновского, Евгения Евстигнеева, Екатерину Васильеву в чеховском “Иванове” именно на этой сцене, - поделился воспоминаниями заслуженный артист России Владимир Сергияков, - и сам не без трепета выходил на нее, играя, заметьте, в “Иванове”.

МХАТ, да не тот

Как известно, художественных театров в Москве два - МХАТ им. Чехова и МХАТ им. Горького. Опустим печальную историю передела территории и приоритетов. Оба театра имеют и своих ведущих актеров, и своего зрителя. Вот только руководство МХАТа-2 явно слукавило, разместив в зрительском фойе фотографии великих актеров Чеховского художественного театра, которых ничего не связывало с этим зданием. Зато верхнее фойе полностью отражает творческий путь Татьяны Дорониной - художественного руководителя горьковского МХАТа. “Меня не покидало ощущение эрзаца в стенах этого театра, - говорит заведующая труппой нашего академического Людмила Болдырева. - Безликие гримерки, неухоженные места общего пользования. И тут мы - со своим праздником в душе”. Впрочем, этот праздник был несколько омрачен отнюдь не бытовыми гастрольными неудобствами.

Потомок Герострата

Музыкальный, остросюжетный спектакль “Мафиози” приморские артисты везли в Москву с особым чувством - в память о режиссере-постановщике Юлие Гриншпуне. Нежданно-негаданно пред светлые очи художественного руководителя Приморского академического Ефима Звеняцкого, в сопровождении группы поддержки явился некий Юрий Юрченко. В прошлом выпускник нашего института искусств, нынче весьма преуспевающий околотеатральный деятель. Господин Юрченко выглядел оскорбленным - его соавторство в написании либретто “Мафиози” не было указано в афише. Объяснения и извинения не принимались, зато в ультимативной форме была объявлена солидная сумма компенсации за причиненный моральный ущерб. В противном случае на показ спектакля налагался запрет. Блефует или нет, угрожая авторским свидетельством, бывший земляк и однокашник сегодняшних приморских актеров, времени выяснять не было. “Мафиози” в Москве не состоялся. Инцидент был исчерпан. “При теплом, я бы даже сказала, блистательном, приеме наших спектаклей публикой, - не без грусти констатировала Людмила Болдырева, - у актеров все равно осталась какая-то горчинка от того, что не показали все, что хотели показать”. По поводу “любимого ученика Гриншпуна” - так себя окрестил Юрченко - Александр Славский высказался однозначно: “Для меня ни этого человека, ни его имени просто больше не существует...” И добавил крепкое словцо в его адрес.

Праздник, который всегда с тобой

И все же радость встреч с друзьями невозможно было омрачить инсинуацией одной “заблудшей овцы”. Случайно оказавшийся в Москве народный артист СССР Евгений Шальников - в 70-е годы ведущий актер театра драмы им. Горького - попросту прослезился, теребя в объятиях своих возмужавших учеников. В прошлом наши актрисы Хохлова и Виноградова, обосновавшиеся в столице, не пропустили ни одного спектакля.

Московские драматурги Виктор Мережко и Григорий Горин нанесли дружеско-творческий визит труппе театра. Да попросту родня и знакомые спешили за кулисы после спектаклей одарить благодарностью за полученное удовольствие.

Непросто завоевать Москву за две недели. Да никто и не стремился к этому. Просто академическому театру драмы им. Горького было что сказать. И сказанное - услышано.