Прозрачное утро художника

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Как обозначить трудовой стаж, если ты художник? С момента получения диплома или с той поры, когда кисть впервые коснулась бумаги? Называть дар художника профессией - лукавство, он дается свыше

Заслуженный работник культуры, дипломант всероссийских конкурсов Валентин Чеботарев давно не радовал горожан персональной выставкой. Устраивать ее - хлопотное дело. А потому тем, кто не вхож в его мастерскую, можно посочувствовать. Столько прелести в тонких акварельных пейзажах, столько глубины в неярких тонах озера, как живо рваные языки прибоя лижут песок! Верхним ярусом расположилась графика - напоминание о работе в Дальневосточном издательстве. Между прочим, этому делу отдано почти 30 лет. Каких только книг не иллюстрировал Валентин Степанович! И все с присущей ему кропотливостью. Когда оформлял Задорновский “Далекий край”, то в музее им. Арсеньева перерисовал чуть ли не все атрибуты экспозиции, посвященной коренным народам. И после того, как книга вышла, получил подтверждение, что читателю рисунок не менее важен, чем текст: один из неравнодушных знатоков быта удэгейцев написал, что сани Валентин Степанович изобразил все-таки нанайские. Вот вам и пустяк - картинка в книжке.

Много труда вложено в детские издания, которые до Чеботарева почти никто не иллюстрировал. И в каждом рисунке - любовь к своему делу. Как-то партийные чиновники упрекнули Валентина Степановича в том, что белогвардейцы у него в книге “Бронепоезд 14-69” уж больно симпатичные вышли. “Но они же наши белогвардейцы”, - нашелся он...

Любовь к живописи, к красоте поселилась в каждой клетке чеботаревской натуры еще в те времена, когда он, будучи студентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, ходил на практику в залы Русского музея и копировал подлинники мировых шедевров. Кстати, поступил он туда с невероятной легкостью и годы учебы вспоминает как один из самых прекрасных периодов жизни. Красивый город, красивая профессия, впереди - долгая жизнь...

Эта профессия помогала переживать и трудные моменты, которые, конечно же, случались. Тогда Валентин Степанович уединялся в мастерской, в буквальном смысле отделялся от мира. Стены двух комнат, сплошь увешанные собственными картинами, берегли особый мир, в котором не было места злости, зависти, стяжательству. Но и сам художник также берег это пространство. Страшно не любил и не любит продавать работы (хотя сегодня многие художники живут только за этот счет). В беседе признался мне, что помнит каждую черточку каждого рисунка.

Еще одна составляющая жизни художника Чеботарева - преподавание в художественном училище Владивостока. В свое время он был выпускником первого набора училища, а в этом году отметит 40-летие педагогической деятельности. Его ученики Сергей Черкасов, Людмила Убираева, Евгений Корж и другие - часть, и не маленькая, городской палитры. Им он передавал свою любовь к темпере и маслу, пастели и графике и, конечно, акварели.

Уходя из мастерской, я еще раз окинула их взглядом. Какая пронзительность и прозрачность...