Соучастие в судьбе, или Послесловие к празднику

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

И была традиционная, пятая по счету благотворительная акция Приморского отделения Общероссийского общественного фонда “Российский Детский фонд” “Детям Приморья - достойное будущее!”. И были праздничные концерты по всему краю, а во Владивостоке на Водной станции КТОФ прошло грандиозное театрализованное представление “Русь изначальная” в рамках 200-летнего юбилея великого русского поэта А. С. Пушкина

Ровно месяц прошел с тех пор, как мы отмечали Международный день защиты детей.

Увы, пушкинский завет - “милость к падшим призывать” сегодня не популярен у наших государственных политиков. Может быть, поэтому наш разговор с председателем Приморского отделения Детского фонда Галиной Наздратенко затронул не только веселую и праздничную сторону события.

Тревог и проблем у Приморского отделения, под крылом у которого сегодня около 4000 детей - воспитанников детских домов, школ-интернатов, домов ребенка, коррекционных школ, хватает с лихвой. Для многих из них Детский фонд сегодня как скорая помощь. Сюда стучатся, когда уже больше некуда прийти со своей бедой.

- Сейчас так устроена жизнь, что мы вынуждены много говорить о деньгах. Видимо, деньги - это материализованное благо. Сколько средств удалось заработать фонду во время прошедшей благотворительной акции? И куда они пойдут?

- Немало - 1833 тысячи рублей. Одежда, обувь, лекарства, игрушки, продукты питания, путевки в оздоровительные лагеря, дома отдыха, билеты в цирк, театр - вот далеко не полный перечень того, что приготовили к ребячьему празднику взрослые, для которых, похоже, действительно не существует чужих детей.

Александр Матвеев, директор филиала компании “В-Лазер”, отец пятерых детей, позвонил нам еще за несколько месяцев до праздника и предложил 12 стиральных машин.

Мы решили отдать их в семейные детские дома, “доукомплектовав” подарок хлебопечью, швейной машинкой, пылесосом, набором сковородок - это уже “взнос” Дальинторга.

Среди давних и надежных наших помощников - “Медтехника-1”, ОАО “Электрическая связь”, рыболовецкий колхоз “Восток-1”. Последний вот уже несколько лет кормит в благотворительной столовой на ул. Уборевича детей из малообеспеченных семей. В этом году колхоз намерен открыть еще две новые бесплатные столовые: на ул. Луговой и ул. Нейбута. Появились и новые спонсоры: “Приморнефтегаз”, “Приморпродуктконтроль”, “Владоптторг”.

В канун праздника коллектив ТОО ТТПК “Тихоокеанский” принял в свою “семью” Артемовский дом ребенка. Отныне он будет заботиться о нем как о родном. Вообще в числе “усыновленных” сегодня значатся уже восемь детских домов. “Скит” помогает Кировскому детскому дому “Преображенка”, Владивостокский молочный комбинат - владивостокскому коррекционному детскому дому-школе № 1, департамент по профессиональному образованию, науке, информации и связям с общественностью администрации края - Раздольненскому коррекционному детскому дому. Банк “Приморье” - школе-интернату из Анучинского района, “Алгос” - владивостокскому детскому дому № 4, “Адонис” - Уссурийскому детскому дому № 2, “Агро” - Покровской школе-интернату.

Помогают кто чем может, причем не самые богатые. Управление Федеральной почтовой связи, например, передало в фонд конверты и открытки с марками на 3 тысячи рублей. Мы отправили это во врангелевскую детскую колонию для мальчиков - пусть ребята домой письма пишут. Сами тоже “посылочку” для них собрали: постельное белье, одежду, канцелярские товары, а также продукты - сгущенное молоко, тушенку, рыбу на 40 тыс. рублей.

С большим участием отнеслась к благотворительной акции Приморская продовольственная корпорация. Она не только выделила большое количество самых разнообразных продуктов, но и предоставила свои складские помещения, холодильники, рабочие руки. Издательство “Уссури” преподнесло детям большую партию учебников. Фонд социального страхования оплатил питание и проживание около 200 юных артистов - они приехали из всех уголков Приморья, а доставил их сюда “Примавтотранс”. Активно участвовали в проведении акции в этом году и многие религиозные организации.

Всего на наш призыв помочь обездоленным детям откликнулись свыше 200 фирм, компаний, организаций, частных лиц. Но без личного участия губернатора края и мэра Владивостока эта благотворительная акция, понятно, не получила бы такого размаха. Каждому меценату мы направили благодарственные письма. Мудрецы утверждают, что красота спасет мир. Но будущее наших детей смогут спасти только неравнодушные люди с такой вот щедрой душой. В знак особой признательности мы называем сегодня поименно всех тех, кто протянул детям руку помощи.

Пожертвованные деньги пойдут на приобретение детских вещей, путевок в малую летнюю академию “Политехник” для одаренных детей, на закупку медицинского оборудования для краевого клинического центра по охране материнства и детства, для поддержания здоровья детей с глубоким умственным отставанием из Уссурийского и Екатерининского интернатов - они смогут заниматься в бассейне.

А вообще груз детских проблем мы можем сдвинуть только сообща, тем более сейчас, когда государство не в состоянии достойно позаботиться о детях-сиротах. Вот только две цифры. В конце Отечественной войны в СССР было 678 тысяч обездоленных детей, теперь только в России их 640. И ежегодный прирост идет на тысячи.

У нас в крае сегодня 29 детских домов и столько же коррекционных детских домов, девять школ-интернатов, около 20 приютов, две школы-интерната для умственно отсталых детей, где находятся в общей сложности около 600 детей, три Дома ребенка. Но при этом 80 процентов попавших сюда детей имеют живых родителей.

- В связи с этим изменились как-то акценты в вашей деятельности за те пять лет, что вы работаете нынешним составом?

- В то время, когда организовывалось отделение, основной нашей задачей была помощь одаренным детям. Но изменился социальный строй, стало разваливаться здравоохранение, служба социального обеспечения, мы оказались в роли скорой помощи. К примеру, недавно к нам пришло письмо из Спасского района (надо сказать, что корреспонденцию оттуда в последнее время мы получаем довольно часто). Пишет Оля Куприянова, 11-летняя девочка, которая, судя по всему, совсем отчаялась. История такова: ее мама недавно вернулась из тюрьмы, но на работу ее нигде не берут. Оля со старшими братом и сестрой постоянно голодают. Мамин сожитель пропил продуктовую благотворительную посылку, которую им выдали в районном отделе соцзащиты.

Мы предложили им, всем троим, через управление социальной защиты путевки в санаторий.

И хотя фонд по-прежнему ведет все четыре масштабные программы, с которых мы начинали - “Соучастие в судьбе”, “Теплый дом”, “Глухие дети”, “Одаренные дети”, “Соучастие в судьбе” выходит сегодня на первый план. Ведь речь здесь зачастую идет о спасении жизни ребенка в буквальном смысле слова. Программа предусматривает помощь детям, попавшим в экстремальную ситуацию, страдающим тяжелыми сердечно-сосудистыми и онкозаболеваниями, ДЦП. Это самая дорогая программа. По большому счету, она должна быть государственной - ни один край или область полностью ее на своих плечах вынести не смогут.

Вообще таких непростых ситуаций жизнь рождает множество. В семье Бойко несчастье. Годовалому Родиону с тяжелейшим пороком сердца безотлагательно требуется сложная операция в московской клинике. Этот ребенок - последняя надежда, семья больше не сможет иметь детей. Благо, что такому малышу помощь обязаны оказать бесплатно, здесь требуются только деньги на дорогу и лекарства, а вообще сегодня операция в НИИ сердечно-сосудистой хирургии им. А. Бакулева стоит около 100 тыс. Не случайно мы стали отправлять наших детей, кому требуется операция на открытом сердце, в Корею - там это делают на благотворительной основе, бесплатно. Нынешней осенью еще десять наших больных ребятишек отправятся туда же.

Об американских кардиологических клиниках, где мы раньше оперировали наших больных ребятишек, сегодня стоит забыть - здесь счет идет на десятки тысяч долларов.

Или вот еще один пример. С помощью фонда несколько лет назад была сделана операция Вале Кульковой, в этом году девочке потребовалась новая операция. Мы обратились за помощью в компанию “Негоциант-стандарт”, которая незамедлительно откликнулась. Деньги для операции у Вали уже есть, а значит, и надежда на будущее.

- В свое время все были очень рады, когда Детский фонд приобрел в Москве для восстановительного лечения приморцев, больных ДЦП, 20 комплектов костюмов космонавтов “Адели”.

- Действительно, этот новый замечательный инструмент борьбы с ДЦП дает потрясающие результаты, он запатентован почти в 60 странах мира. Его прототипом послужил нагрузочный костюм, разработанный для профилактики неблагоприятного воздействия невесомости на космонавтов. Сейчас центр работает не в полную силу, утрясаются кое-какие организационные моменты. Но надеемся, в самое ближайшее время он сможет помочь многим детям, страдающим этим страшным заболеванием. Ведь только во Владивостоке их сегодня около 700, а в крае - свыше 2000.

- А что касается одаренных детей? В свое время фонд даже учредил специальные стипендии для них?

- Разумеется, мы по-прежнему занимаемся ими. В конце концов талантливые дети не виноваты, что родились в такое непростое время. Мы отправили на международный фестиваль в Сан-Франциско хор “Картинки с выставки” муниципальной детской школы искусств № 1. В августе нынешнего года едут в Японию на песенный фестиваль два наших юных дарования - Ира Липавская и Юля Тропанова, солистки хора “Рассвет”.

- Как сегодня обстоят дела с семейными детскими домами? Когда-то о них много говорили, а сейчас почти ничего не слышно.

- Семейные детские дома были созданы 10 лет назад. Родители, у которых уже есть дети, берут под свою крышу еще и детдомовских ребятишек. Выгода моральная очевидна и материальная тоже. Если детдомовский ребенок обходится казне в 30-50 тысяч рублей в год (собственно ребенок, понятное дело, гроши - вот накладные расходы!), то семейный детский дом получает в десять раз меньше. В Приморье у нас шесть домов такого типа. Например, семья Дорофеевых из Славянки, имея собственного ребенка, взяла на воспитание еще восьмерых. Причем четверо из них инвалиды. Но вот незадача: учреждая статус приемной семьи, государство номинально уничтожило семейные детские дома, переведя их в разряд приемных семей или малокомплектных детских домов. И теперь мы сплошь и рядом слышим: денег не хватает, выплаты приемным семьям прекращены, а это значит, и тем, кто раньше назывался семейным детским домом. Да и дальнейшая судьба воспитанников таких домов тоже вызывает много вопросов.

- Не знаю, как насчет этих ребят, но то, что участь выпускников обычных детских домов печальна, - это факт. Они выходят в большую жизнь бесквартирными и бесхозными. Как свидетельствует статистика, 40 процентов из них спиваются, становятся наркоманами, примерно столько же попадают в криминальные группировки, 10 - заканчивают самоубийством, и только оставшиеся 10 процентов как-то пристраиваются в жизни. Неужели ничего нельзя изменить?

- Да, статистика страшная. Мы пытаемся как можем помочь детдомовским детям в их дальнейшей судьбе. Директор Артемовского детского дома вот уже несколько лет исхитряется покупать для своих выпускников хоть одну-две гостинки в год. В Дальнереченском детском доме справляют свадьбы своим “домочадцам”, принимают на временное жительство после армии. Мы, фонд, в последние годы стали готовить приданое для выпускников детдомов: одежду, постельные принадлежности. Раньше еще можно было как-то устроить таких детей на завод, фабрику, в училище. Теперь это почти нереально. Здесь нужна четкая государственная политика.

- А вам в фонд приходят только благодарственные письма или возмущенные тоже бывают?

- Благодарственных, конечно, больше, но и возмущенных хватает. Вот, к слову, у меня на столе лежит одно такое письмо от жительницы с. Зеленый Дол. Она недовольна тем, что мы привозим детдомовским детям добротную одежду, книги, продукты, а ее голодные дети все это видят. И очень от этого страдают.

С этой женщиной, наверное, можно в чем-то согласиться. Но она забывает одно: ее детям есть куда вернуться, у них есть свой дом и, судя по всему, любящая заботливая мать. У сирот другая судьба... А вообще при таком социальном расслоении, которое началось у нас в стране, естественная реакция - равнодушие и даже озлобленность.

Нас и за праздник, который мы подарили детям, ругали, мол, слишком дорогое удовольствие. Но, как говорится, не хлебом единым. Да и кто еще и когда подарит им такой праздник?..

И знаете, что я заметила: как правило, в числе недовольных оказываются те, кто сам ни рубля не дал в пользу обездоленных детей.

Но друзей у нас, а значит, и у наших детей, все же гораздо больше. Спасибо вам и оставайтесь с нами!

Банковские реквизиты Приморского краевого отделения Общероссийского общественного фонда “Российский Детский фонд”: ИНН 536048304, р/с 0703810100000056301 в АКБ “Приморье” г. Владивосток к/с 30101810300000000795, БИК 40502795.