Почти шпионское задание
Планируя мою командировку в Ниигату весной 1991 года, главный редактор одним из пунктов программы вписал материал об атомной станции в Касивадзаки, хотя в редакции не надеялись, что советского журналиста пустят на столь секретный по нашим меркам объект.
Как оказалось, никто в Японии не собирался принимать меня за шпиона, и уже в аэропорту Ниигаты мне вручили программу предстоящей работы - все пункты редакционной предварительной заявки были расписаны по дням и часам. Один из дней командировки полностью отводился на поездку в Касивадзаки. Более того: коллеги из “Ниигаты Ниппо”, с которой наша редакция годом раньше подписала договор о сотрудничестве, предложили еще несколько не менее интересных для журналиста тем.
Так напряженно и плодотворно я никогда в жизни не работал! Плюс ежевечерние “расслабления” в кафе и ресторанах с местными журналистами! Итогом недельной командировки стали 17 опубликованных “В” репортажей из Японии.
Но вернемся на атомную станцию. К моему удивлению, ее представитель без проволочек и согласования сел в редакционную машину с флажком-эмблемой “Ниигаты Ниппо” и провез по всей территории станции. Мы вместе искали выигрышные для меня точки съемки. Без проблем я сфотографировал и действующие, и строящиеся блоки. А потом мне популярно, на действующей схеме, объяснили причины аварии на нашей Чернобыльской станции, ее недостатки. Убедили, что на современной АЭС, если не жалеть денег на строительство, если предусмотреть все возможные обстоятельства вплоть до цунами и землетрясений, трагедии, подобной чернобыльской, просто не может быть.
...После той поездки “Владивосток” не раз принимал японских журналистов, обеспечивая их работу в крае. У нас их всех, вероятно, считали шпионами, не пуская, например, на заводы Большого Камня. А они просто хотели знать - и рассказать об этом своему населению! - насколько опасны эти заводы. Впрочем, наших журналистов тоже не пускали. А доказывать, что “объект, угрожающий жизни и здоровью людей, не должен быть секретным”, бесполезно во многих случаях и сейчас.