“Владивосток” оставил неизгладимый след
Интервью с основателем “В” Валерием Бакшиным
- Давайте начнем с самого начала: как создавался “Владивосток”?
- Не так, как порой пишут некоторые начинающие историки: вот пришел Бакшин и создал “Владивосток”.
Прежде всего нужно отметить, что идея городской газеты к концу 80-х годов, как говорится, витала в воздухе - об этом не раз говорилось на городских партийных конференциях. Но в ЦК КПСС были против, и лишь в самом конце 1988 года, когда ЦК передал решение вопроса по городским и районным газетам на места, появилась возможность создать во Владивостоке городскую газету.
Но и здесь далеко не все были за создание новой газеты - кто-то не верил в будущее “Вечернего Владивостока” (так первое время назывался “Владивосток”), кто-то активно мешал процессу создания газеты. Но друзей, друзей искренних, бескорыстных, было значительно больше. Это и работники горкома КПСС, и народный депутат Евдокия Гаер, и руководители многих предприятий Владивостока, и полиграфисты со связистами, и читатели, которые сразу поверили в новую газету и поддерживали ее в трудные периоды.
Порой давние читатели газеты говорят мне: “Я выписываю “Владивосток” с первого номера”. Я их благодарю, конечно, но не говорю, что это невозможно, - несколько месяцев мы не могли объявить подписку на городскую газету. А когда все-таки разрешили, то дали только 10 тысяч экземпляров. Это потом были 100-тысячные тиражи.
Немало упреков (особенно от коллег из “Красного знамени”) получали мы на первых порах за концепцию новой газеты – в чем нас только не обвиняли, самое расхожее обвинение - “желтая пресса”. А мы решили создать массовую газету, рассчитанную на самые широкие слои читательской аудитории. Таких газет в стране тогда почти не было, и во многом нам пришлось искать собственные решения, полагаясь только на журналистскую интуицию и пожелания читателей. Кстати, и в дальнейшем нам порой в решении очень важных для газеты вопросов приходилось полагаться прежде всего на интуицию, убеждая и самих себя, и коллег в правильности выбранного пути. Пример тому - создание в апреле 1992 года на базе редакции закрытого акционерного общества “Владивосток-новости”.
В новую газету 10 лет назад поверили и молодые журналисты, составившие костяк редакции. Не все из них выдержали те испытания, что выпали на долю коллектива редакции: и испытания трудностями, и испытания журналистской славой. Но без них также бы не было нынешнего 10-летнего “Владивостока”. И все же самые добрые слова я хотел бы сказать тем, кто прошел с газетой все 10 лет, и тем, кто стал руководителями газеты, и тем, кто по-прежнему работает на не очень приметных, но очень необходимых должностях. Они выдержали все, даже своего редактора, а со мной очень непросто работать. Это и Сергей Павлович Булах, и Василий Павлович Федорченко, и Николай Николаевич Кутенких, и Алексей Михайлович Аскаров, и Наталья Геннадьевна Скворцова, и Юрий Геннадьевич Мальцев, и многие другие, кто пришел во “Владивосток” в далеком 1989 году и верен газете до сих пор.
В журналистском коллективе “Владивостока” очень много от меня - я формировал его так, как представлял в своем идеале редакцию газеты. Но и во мне осталось очень много от тех людей, которые работали рядом со мной. Я учил их, и они учили меня.
Согласен, многое, очень многое в создании газеты зависит от редактора. И я благодарен судьбе, которая в лице тогдашнего первого секретаря горкома КПСС Владимира Яковлевича Семенкина предложила в январе 1989 года возглавить работу по созданию новой газеты.
Задача была поставлена жесткая - к дню рождения города выпустить первый номер городской газеты. И выпустили этот номер - без журналистского штата, без мебели, без телефонов, без пишущих машинок и многого-многого другого, без чего трудно представить редакцию. Надеюсь, когда-нибудь во “Владивостоке” будет создан свой маленький музей, однако в нем не будет того знаменитого стула, с которого начиналась газета “Владивосток”: в двух комнатах, в которые мы пришли делать газету, из мебели был только этот один-единственный колченогий стул. Но я очень надеюсь, что в будущем музее будут названы все, кто создавал 10 лет назад “Владивосток”, кто пришел позже, но также вложил свои силы и душу в новую газету. Не все из них работают сейчас в компании, кто-то ушел по-доброму, кто-то - нет, но газета создается разными людьми, и плох тот редактор, который не понимает этой журналистской истины.
- Как вы смотрите на нынешний “Владивосток”, который выпускается без вашего руководства?
- Нормально. Нельзя сказать, что он без недостатков, но и при мне было за что критиковать “Владивосток”. Газета не может останавливаться, не может не искать, не пробовать, не экспериментировать, не может не ошибаться - иначе это мертвая газета. Я отдал “Владивостоку” почти 10 лет своей жизни и доволен, что когда потребовалось перейти на другую работу, было на кого оставить и газету, и компанию. Да, Булаху и Ощенко сейчас трудно - в замах жить намного проще, всегда можно прикрыться именем шефа, сейчас же зачастую приходится самостоятельно принимать очень важные решения, приходится притираться друг к другу. Но я уверен, что они справятся.
И не будем забывать, что я не ушел из “Владивостока”. Я просто не могу уйти - не только как акционер и председатель наблюдательного совета компании “Владивосток-новости”. Слишком много сил и нервов отдано этой газете, слишком много любви вложено в нее.