В России удивляет - всё
Крису Биглеру – 24. Он живет в столице Швейцарии Берне. Поработав в типографии, сумел сколотить состояние и теперь может спокойно путешествовать. Крис покинул Швейцарию в декабре прошлого года и намеревается объехать вокруг света. За плечами у него уже Голландия, Германия, Дания, Швеция, Норвегия и самая трудная часть путешествия – Россия от Мурманска до Владивостока.
Когда я познакомился с Крисом Биглером, я был поражен: поехать в Россию, не зная в совершенстве языка, не имея ни одного знакомого русского и в одиночку?
– Я предпочитаю путешествовать один, чтобы не зависеть ни от кого и все решать самому, – говорит он (кстати, мы общались в основном на английском, но Крис знает еще и немецкий с французским, а сейчас с успехом осваивает русский). Все, с кем здесь познакомился Крис, в один голос говорили об опасности одиночного путешествия и о преступности. Но, как ни удивительно, до сих пор у Криса была только одна встреча с “джентльменами удачи”: в Хабаровске к нему подошел некий мужчина и потребовал 500 рублей, “если не нужны проблемы”. К счастью, все обошлось.
Швейцарский Магеллан не хочет пользоваться самолетами и сводить романтику кругосветного путешествия к нескольким часам в удобном кресле. Но из Владивостока ему придется лететь на Аляску, так как теплоходы почти не ходят ни на Камчатку, ни на Сахалин. Крис берет карту и задумчиво водит по ней пальцем, решая, куда ехать дальше из Америки: в Исландию или сразу в Великобританию? Конечно, нельзя пропустить Париж... Я смотрю на бернского гостя и завидую: когда еще у нас простой работник типографии сможет разъезжать по европам и америкам! Крис Биглер зарабатывал 2,5 тысячи долларов в месяц, и, по его словам, для швейцарца это очень немного.
Пообщавшись с иностранцем, на многое смотришь как бы со стороны и удивляешься давно привычным вещам.
– Ни от кого в России я не слышал добрых слов в адрес теперешнего президента. Почему же он по–прежнему у власти? – не понимает Крис.
Что я мог ответить?
– Мне нравится удивляться, поэтому я всегда хотел поехать в Россию, – говорит Крис. – В Европе все стандартно – магазины, банкоматы.
Проехав через Россию (причем не столичную, а самую что ни на есть провинциальную – Воркута, Вологда, Новосибирск, Северобайкальск, Тында), он может делать достаточно широкие сравнения. Швейцария делится на несколько частей (все их можно объехать на велосипеде): в одной говорят на немецком (точнее, его особой разновидности – швейцарском немецком), в другой – на итальянском, в третьей – на французском. И жизнь меняется соответственно: оказавшись, например, во франкоговорящем районе, думаешь, что попал во Францию. Поэтому Крис, приехав в Россию, ожидал, что жизнь в разных областях будет меняться еще более резко. Ничего подобного – тот же язык, те же киоски на каждом углу, те же дома, что в Мурманске, что во Владивостоке.
Русские люди при первом знакомстве менее открыты, чем норвежцы или датчане, считает Крис. Видимо, это уже в генах – 20 лет назад Биглер вообще не смог бы беспрепятственно проехать к нам.
Крис не может сказать точно, почему решил путешествовать. Но мы, пообщавшись с ним, нашли целых три причины, о которых, возможно, Крис сам не догадывается. Во–первых, жизнь в Швейцарии довольно дорогая, и поездить, например, по России для жителя страны банков, сыра и часов не в пример дешевле. Во–вторых, Крис “закосил” от армии. В этом году он не попадет на обязательные военные сборы, о которых отзывается не очень хорошо (в Швейцарии служат 4 месяца, а потом участвуют в сборах – 2 недели в год). В–третьих, Крис уже потерял 8 килограммов без всяких диет и ограничений.
И последнее: когда мы стали говорить, как страдаем от засилья рекламы на нашем телевидении, Крис нас успокоил и сказал, что по европейским меркам в России рекламы очень и очень мало.