Из любви к искусству

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Когда разгоняют проворовавшихся артельщиков или прикрывают обанкротившуюся фирму - это не требует объяснений. Но когда силовым методом лишают творческих людей возможности создавать прекрасное - это, по меньшей мере, вызывает недоумение, даже протест. Известная своими балетными спектаклями, участием в постановках академического театра драмы им. Горького “Риголетто”, “Травиата”, “Евгений Онегин” актерская труппа Детского балетного театра-студии - на грани закрытия.

Танец маленьких лебедей

Словно сошедшие с полотен Дега, юные балерины радуют глаз легкостью и отточенностью движений. И вот вы уже ловите себя на мысли, что восхищаетесь профессиональным мастерством исполнительниц... Так вот где собака зарыта! Профессиональным мастерством в Детском балетном театре-студии (ДБТС) обладают артисты театра, они же по совместительству - хореографы. Хотя уровень подготовки учащихся студии тоже высок, но сейчас не об этом.

А чтобы читателю стало понятно, в чем дело, разъясняю: деятельность хореографических школ города курирует комитет по общему и профессиональному образованию, который никак не желает оценить уникальность подведомственного театра-студии, пытаясь уложить его в рамки соответствующих инструкций.

Ну нету у комитета денег оплачивать работу профессиональных балерин. И вообще: в детском коллективе должны заниматься дети, к тому же бесплатно. Тут есть все основания подозревать, что балетная студия существует для прикрытия балетной труппы.

Так или примерно так рассуждали в комитете. Сначала создали комиссию, выявившую недостаток детского репертуара и ряд других несоответствий. А потом в самый разгар подготовки к отчетному концерту издали приказ от 24 марта 1999 г. за № 233, из которого явствовало, что “в целях упорядочения функциональных нагрузок кадров, в условиях острого дефицита средств городского бюджета... сократить: художественного руководителя, музыкального руководителя, главного бухгалтера и четырех артистов балета”.

Документ, конечно, суровый, но по недогляду оказался составлен с нарушением КЗоТа. На момент написания приказа в ДБТС имелись в наличии четыре вакантные должности, а сокращали-то живых людей, так сказать, “в целях экономии”. Профсоюз театра-студии сделал грамотное заявление - приказ аннулировали.

С тревогой в сердце, что “ТАМ” на этом не успокоятся, продолжали готовить концерт. А “ТАМ” действительно не унимались. Находили все новые несоответствия инструкциям. К примеру, в ДБТС 186 учащихся, а по положению должно быть 300 человек, с назначенными директорами не уживаются, от должности завуча отказываются.

И - шлеп - 11 мая второй приказ за № 337 с формулировкой весьма обтекаемой, но категоричной: “о реорганизации Детского балетного театра-студии”. А внизу все тот же список сокращения творческих единиц.

Это уже не “Танец маленьких лебедей”, скорее “Танец с саблями”. (Увы, его нет в репертуаре театра-студии.)

Дон Кихот в юбке

Концерт, вопреки всей этой нервотрепке, прошел с аншлагом. Как всегда, восторженные отклики средств массовой информации, устные и письменные благодарности. И. о. генконсула Америки во Владивостоке Фред Поласки заверил участников концерта, что ничего подобного на территории России ему не доводилось видеть. Начальник управления культуры администрации края Виталий Хрипченко, побывавший на концерте и будучи в курсе всех перипетий, пообещал всяческую поддержку руководству ДБТС.

Да! И комитет по общему и профессиональному образованию не остался в стороне: невзирая на свои приказы, объявил благодарность сокращенным же Нине Плахотник (художественному руководителю), Любови Титковой (муз. руководителю) и вообще отметил хорошую подготовку номеров и работу студии в целом.

Парадоксов в этой истории много. Но, пожалуй, самый досадный заключается в том, что высокопрофессионального художественного руководителя, преданнейшего своему делу человека, лишенного меркантильности и дутой значимости, Нину Плахотник пытаются дисквалифицировать, отлучить от созданного ею детища. Да что там говорить - “детище” тоже “реорганизуют” до уровня хореографического кружка средней руки.

Есть и другой парадокс. Бесплатные коллективы находятся под эгидой комитета по образованию, а платные - под эгидой управлений культуры. А ДБТС, как той обезьяне из анекдота, хоть пополам разорваться. Детей обучают бесплатно, а артистам полагается платить.

Испокон веку яркие индивидуальности не вписывались в рамки инструкций. В театре-студии готовы пойти на компромисс: “Дайте нам срок до сентября добрать учащихся до 300 человек, найдем спонсоров. Не губите!”. “Никак не можно, - говорят в комитете, - с 10 августа у вас уже другой статус”.

Короче, поздно пить боржоми...

- Я никуда не уйду, - спокойно, но уверенно говорит Нина Плахотник. - Платить не будут - я на общественных началах согласна работать. Мы и раньше за очень скромные деньги не считали свои рабочие часы. И дети наши (это о студийцах) не рвались домой с репетиций. На них и в школах не нарадуются за прекрасную успеваемость. Как же их бросить?

И невдомек руководству комитета, что актерская труппа при ДБТС - это тот эталон, к которому стремятся младшие учащиеся. Более того, театр - это шанс продолжить занятия балетом на высоком профессиональном уровне в родном городе, не отрываясь в пермское, новосибирское и прочие хореографические училища. Где родился - там и сгодился.

Не за горами создание стационарной оперной студии. А без балета им - никуда. Так давайте расфукаем то, что имеем. А придет время - новых соберем? Нелегко воевать с “мельницами”, ох, нелегко.

“Не будите во мне фею Карабос”

С директорами Детскому балетному театру-студии все как-то не везло. Не уживались люди, далекие от специфики хореографии. Дабы навести порядок в строптивом коллективе, на должность директора был назначен Сергей Меркурьев. Надо оговориться, что в 1996 году он уже возглавлял этот коллектив, но был отозван на другой, скажем, объект. Второе пришествие Сергея Валентиновича должно было, по мнению комитета, упорядочить обстановку.

Меркурьев оказался человеком проницательным и очень скоро стал единомышленником команды педагогов ДБТС. Поняв ситуацию изнутри, он уже не мог действовать по инструкции. При всей своей деликатности Сергей Валентинович, излагая суть дела, напоминал мне чем-то фею Карабос из “Спящей красавицы”. Вот только энергию и убежденность в правоте он, в отличие от известного персонажа, готов направить в сторону непонимания и ложного патриотизма вышестоящих инстанций.

- Тех денег, что комитет пытается сэкономить, увольняя творческих людей, едва ли хватит на яблоки, которыми, как пятью хлебами, они хотят накормить всех детдомовских ребятишек. В сумме все сокращаемые сотрудники балетного театра в месяц получали не больше пяти тысяч рублей.

Я не ерничаю, говоря, что обездоленные дети - святое. Но почему их надо накормить ценой нанесения ущерба детям талантливым?

До 10 августа, дня, когда начнет действовать приказ, осталось полтора месяца. Это большой срок, если ждать очередного отпуска. Но это мизерное время, чтобы успеть исправить положение, опираясь не на инструкции и надуманные формулировки, а на деликатный, объективный подход к делу.