Художники, как и журналисты, - люди пишущие...

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В стенах редакции “Владивостока” завершилась выставка живописи из частной коллекции салона “Ностальгия”. Она стала родоначальницей художественных “показов”, которые устраивает редакция в преддверии своего 10-летнего юбилея. За чашкой чая за редакционным круглым столом мы встретились с известными владивостокскими художниками Андреем Камаловым и Евгением Макеевым, артдиректором художественного салона “Ностальгия” Юнной Резаевой. Разговор получился интересным и эмоциональным: о времени, о творчестве, о том, что волнует сегодня многих - как сделать нашу жизнь красивее... Вот лишь некоторые его фрагменты

Вдохновение... по контракту

Корр: Общеизвестный факт: художников во Владивостоке много, причем хороших. На престижных столичных и зарубежных выставках они на равных с московскими и санкт-петербургскими мастерами. Откуда у нас такой “клондайк”?

А. Камалов: Существует мнение: георафия - это мировоззрение. Кромка суши на фоне бескрайнего океана, стык двух стихий - это не может не сказаться на человеческой натуре. Такая разность “полюсов” постоянно будоражит, волнует - что еще нужно для творчества?

Е. Макеев: Что вы вкладываете в понятие хороший художник? Для меня все художники хороши уже только потому, что у них в руках кисть, а не автомат. Они созидают, а не разрушают. К тому же не следует забывать, что многие художники приехали во Владивосток из самых разных мест. Да вот хотя бы мы. Андрей родился в Татарстане, я - в Сибири.

Корр: Как становятся известным художником?

А. Камалов: Проще простого - для этого достаточно иметь гениального артменеджера. А если серьезно - смотри в себя. Это еще сократовская формула: познай себя и ты познаешь мир!

Вообще артрынок у нас только формируется. Пырков как-то верно заметил: хорошо, что наступила свобода. Сейчас все сразу станет очевидным: для кого это так, баловство - сразу забросит краски, “уцелеет” тот, кто жить без мольберта не может.

Юнна Резаева: В Москве уже существует довольно жесткая конкуренция не только среди художников, но и среди “продавцов” художников. Галерея старается заключить с мастером договор, берет на себя весь круг забот - начиная с покупки холста, кистей, красок и заканчивая имиджевой рекламой. При этом все его картины на время контракта принадлежат только ей одной.

Корр.: А хорошо ли это?

Е. Макеев: На мой взгляд, это идеальный вариант. И мировая практика тому подтверждение. У меня был свой собственный маленький опыт. Несколько лет назад я заключил договор с “Триадой”, была такая организация, которая покупала мои работы. Три года я имел возможность спокойно писать. А как это дисциплинирует! Здесь не ждешь особого вдохновения. Да и приходит оно лично у меня во время работы. Начинать всегда тяжеловато, а потом тебя уже нет - “улетаешь”. И неважно, пишешь ты детский портрет на заказ или городской пейзаж для души.

Гениев, как известно, во все времена было не так много. И шедевров тоже.

А. Камалов: Нужно бы рискнуть, заключить при случае контракт и посмотреть, что выйдет. Признаться, серьезно об этом не думал. Я бы только непременно оговорил право на “творческий простой”, такое у художников случается. Как, впрочем, у всех творческих людей.

Юнна Резаева: А мне бы хотелось предложить городским властям учредить во Владивостоке новый праздник - День художника. Ведь это люди особой пробы - они несут в нашу жизнь красоту. Замечательно, что в последнее время в городе появились новые галереи: “Арка”, “Версаль”. С завидным постоянством устраиваются выставки живописи в картинных галереях, музее, библиотеках. А как много посетителей стало на них бывать. Люди устали от “мерзостей” жизни. Их инстинктивно тянет к настоящим, вечным ценностям.

Миллионка - живописцам!

Корр.: Уже довольно долго решается судьба мастерских художников, которые разместились в мансардах на ул. Адм. Фокина. До чего сегодня договорились?

А. Камалов: В этом уголке старого города уже сформировалось особое культурное пространство. И нужно непременно его сохранить. Мастерские должны служить художникам, а не новой плеяде торговых работников. Для этого должны работать льготные расценки на аренду.

Корр.: Насколько известно, вопрос с льготами практически решен.

Е. Макеев: Это касается только членов Союза художников России. Но есть немало талантливых художников - об этом свидетельствуют их выставки, - которые не числятся в рядах союза, некоторые по принципиальным соображениям. Как быть с ними? А молодые художники... Раньше, в советские времена, они пользовались некоторыми преимуществами. Теперь с этим тоже нет никакой ясности.

В Нью-Йорке на Манхэттене есть целая улица, где расположены только галереи. Это пример государственной политики в отношении культуры. Раньше это был обычный рабочий квартал. Сейчас сюда съезжаются художники со всего света. А взять Нью-Джерси, крошечный городок. Здесь в бывших моргановских заводах устроили мастерские художников.

Этот пленительный пленэр

Корр.: А куда вы обычно отправляетесь на пленэр? Про творческую дачу даже как-то спрашивать неловко.

Е. Макеев: Нынешним летом “Ностальгия” организует для художников выезд в район Ливадии. В августе вместе с учениками, я преподаю в художественном училище, собираемся в бухту Валентина. Все это чистая самодеятельность, то есть за свой счет. Что касается Андреевки - нашей художественной “дачи” - она отстраивается после пожара.

А. Камалов: Каждое лето мы с Горбачевым, Серовым и другими художниками отправляемся на яхте вдоль приморского побережья. Делаем выставки на погранзаставах, пишем портреты, пейзажи. Это наш пленэр.

Слово или взгляд

Корр.: Что общего, на ваш взгляд, в профессии журналиста и художника?

А. Камалов: И вы, и мы работаем с информацией. Только у каждого свой способ ее выражения. Впрочем, вы пишете, и мы пишем. Многие мастера слова прекрасно рисовали: Пушкин, Блок, Лермонтов, Маяковский. Опять же многие наши приморские художники, знаю, пишут стихи. И вообще еще неизвестно, что было первым - слово или взгляд.

Е. Макеев: Честно признаться, я читаю только “Спорт-экспресс”. Иначе от всей этой экономики-политики я просто не смогу писать.

Корр.: Надеемся, что газета “Владивосток” тоже отныне попадет в круг вашего чтения. А как, на ваш взгляд художника: в газете должны присутствовать искусствоведческие публикации?

Е. Макеев: Наверное, все же это задача специального искусствоведческого журнала - хорошо, если бы он у нас появился. К слову, мы, художники, сами мечтаем издавать небольшие книжки о самих себе.

Что касается газеты, конечно, она может помочь и художнику, и зрителю, освещая выставки, воспитывая вкус. Все мы в свое время взращивались исключительно на репродукциях “Огонька”. Но есть и другое искусство, его тоже нужно показывать. При этом, на мой взгляд, журналист должен писать материал так, чтобы там был вопрос и читатель смог сам поразмышлять.

Как выяснилось в ходе разговора, есть еще одна точка соприкосновения, которая роднит художников и журналистов - это футбол. Накануне юбилея газеты “Владивосток” они собираются встретиться на футбольном поле. И, наверное, там смогут выяснить, что было первым - слово или взгляд.