“Поколение Пепси” превратилось в телепередачу
Ну вот и настал тот момент, когда у нашей эпохи, у нашего поколения появился свой общепризнанный литературный символ. Появился тот, к кому неравнодушно относятся как в среде политической, так и в тусовках молодежи (и не только “продвинутой”). Раскусили человека, никогда не дающего интервью, и в академических кругах. Теперь писателя Виктора Пелевина, словно каких-нибудь Шолохова и Гроссмана, изучают в университетах. Его новый роман “Generation “П” стал продолжением экспериментов в освещении постперестроечного сознания наших соотечественников.
Виктор Пелевин не обходит стороной в романе такие немаловажные хитросплетения нашей сегодняшней жизни, как “новорусское сознание” и рынок с непременным “двигателем прогресса” - рекламой. Есть тут и “вечное модное” - буддизм, наркоманская психоделия, мифология. Но самое важное, конечно, в другом. В том, что наступил темный век так называемых визуально-психических генераторов. Вроде телевидения.
Если заглянуть в историю, “фишка” про телевидение, управляющее сознанием человека, это не чисто пелевинское изобретение. Достаточно вспомнить канадского теоретика Маклюэна или с десяток иных специалистов по эстетике и философии массовой культуры. Другое дело, что Пелевин разработал тему в художественном плане, несомненно, привнеся в нее новые идеи. “Подобно тому, как телезритель, не желая смотреть рекламный блок, переключает телевизор, мгновенные и непредсказуемые техномодификации изображения переключают самого телезрителя. Переходя в состояние Homo sapiens, он сам становится телепередачей, которой управляют дистанционно. И в этом состоянии он проводит значительную часть своей жизни”.
Так и хочется узнать - смотрит ли сам Пелевин телевизор?
Думается, что каждый, прочитав “Generation “П”, найдет для себя что-то новое и “свое”. Но стоит не забывать, что “Все мысли, которые могут прийти в голову при прочтении данной книги, являются объектом авторского права. Их нелицензированное обдумывание запрещается”.