В природе мелочей нет
До перестройки семь ведомств: Минводхоз, Госагропром, Мингео, Гослесхоз и другие отвечали за состояние окружающей среды. Как видим, на отрасли, эксплуатирующие природные ресурсы, были возложены и функции охраны. Но ни одно в действительности не охраняло природу от загрязнений и истощения ее ресурсов, особенно лесных и водных. До сих пор мы не имеем стандартов качественного состояния ключей, рек, озер, увязанных с рубкой леса, осушением болот и т. д. К этой роковой черте нас привел в корне ошибочный расчет партийных чиновников на способность природы к саморегуляции, то бишь залечивать свои раны. Попытка сэкономить на природе обернулась многими экономическими и экологическими бедами, хотя нас часто пытаются “убаюкать” усредненными цифрами (лесистость, корневой (валовой) запас древесины, расчетная лесосека) - это кого угодно можно ввести в заблуждение. Так, в описаниях, картографических материалах лесоустройства, проведенного на территории Анучинского лесхоза в 1997-1998 гг., и намека нет, что когда-то здесь заготавливали пневой осмол, раскорчевали и погубили тайгу на площади более 5 тыс. гектаров ради какого-то трухлявого пня. В результате переруба расчетной лесосеки площадь одних только кедровников в лесхозе сократилась на 40 тыс. гектаров, или на 85 процентов. Зато ретивые лесоустроители, давая оценку лесу, пренебрегая учением корифеев лесной науки Морозова, Нестерова о том, что естественный прирост древесины в лесу равен естественному отпаду ее (сухостой, больной древостой, валежник и т. д.), насчитали запас древесины более 30 млн. куб. м! И это после 75-летнего беспрерывного лесопользования! Кому нужны были эти липопотолочные данные - гадать не приходится... И как показала практика, вывести из этого ложного тупика может только рачительный хозяин. И такой хозяин нашелся.
Знакомьтесь: Анатолий Витальевич Мельников. Два года назад возглавил он Анучинский комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, имея за плечами учебу в ПСХИ, опыт работы в Красногорском лесничестве на Сахалине, где удалось с лесниками выпестовать 5 тысяч лесных культур лиственницы и сохранить от пожаров десятки тысяч островного леса.
Первым делом здесь, в родном Анучино, в новой должности он разработал свою концепцию охраны окружающей среды: человек не должен вмешиваться в природу настолько, чтобы изменялась складывающаяся веками экосистема. Он столкнулся с проявлением у местных жителей психологической распущенности и вседозволенности. Особым предметом разбирательства были так называемые экологические мелочи. К примеру, сельхозпалы. “Экая мелочь”, - скажет обыватель. А статистика показывает, что подавляющее большинство загораний в лесу происходит от сельхозпалов. В сухую погоду огонь с сельхозугодий может в считанные минуты переброситься в лес и уничтожить гораздо больше древесины, чем вырубается лесозаготовителями. А кто возьмется определить ущерб от уничтожения сельхозпалами гнездовий птиц, выводков зайцев, копытных? Последствия - погибшие звери и птицы. После того как жители села Анучино А. Иванов и П. Кулаков были уличены в незаконных самовольных отжигах своих сенокосных угодий, оштрафованы и о них быстро разнеслась молва, сельхозпалы уже не так часто досаждают лесникам.
В наши дни экологическая культура, т. е. соблюдение элементарных требований экологии, впрямую влияет на экономику - это означает и экологическую выгоду. Вот пример. До недавнего времени АО “Уголь-96” в селе Новопокровка, Анучинская станция биологической очистки воды, бывший райкомхоз (МПКХ), воинская часть в селе Чернышевка сбрасывали неочищенные воды в реку Арсеньевку. Но стоило А. Мельникову предупредить их своими письмами-предписаниями, и руководители этих организаций начали принимать срочные меры по очистке сточных вод.
Другой пример. Он ввел правило: разрешил всем без исключения лесозаготовителям пользоваться старыми (бесхозными) дорогами вдоль ключей-истоков, коих в бассейне Арсеньевки насчитывается более 1000 км, но с одним условием - убрать все временные насыпные мосты (тромбы), через которые вода не поступала в Арсеньевку, а на их место положить трубы или построить деревянные мосты... И теперь по ним со звоном скатываются водотоки в Арсеньевку. Вот так и приходится - где убеждением, а где и власть употребить, - приучать анучинцев к порядку. Хрестоматийный пример безграмотной рубки леса обнаружил председатель Госкомприроды А. Мельников в пойме ключа Бурхан, где вывозка древесины производилась по берегу ключа без согласования с природоохранными органами, что является нарушением Водного кодекса РФ. “Хозяйствовало” здесь ООО “Ан-Вуд” из Находки. С него взыскали штраф в сумме 250 470 рублей. Не избежала подобной участи и Шкотовская КЭЧ (военное коммунальное хозяйство), получившая по акту в наследство в селе Чернышевка территорию расформированной воинской части с пятью очагами химического загрязнения. Штраф в сумме 75 тыс. руб. Шкотовская КЭЧ платить отказывается, и теперь дело будет передано в краевой суд.
Продолжим перечень экологических мелочей. За осенний период прошлого года А. Мельникову в урочище ключа Сенного удалось пресечь отлов сачками тремя китайскими гражданами амфибий (лягушек) и взыскать с них штраф в сумме 4 тыс. рублей. В кедровниках, где уродились орехи, с помощью егерской службы, лесников пресек безбилетную заготовку орехов и привлек к ответственности 18 браконьеров, изъяв у них когти и другие незаконные орудия заготовки шишек. А жители бывшего Краснополянского ЛПХ и Анучино В. Загородний и А. Павленко вместо того, чтобы мусор со своих дворов вывезти на районную свалку, умудрились ссыпать его в зеленой зоне близ реки Арсеньевки и там были уличены председателем Госкомприроды. На “мусорщиков”, нарушивших природоохранное законодательство, был наложен штраф в сумме минимального оклада. Кто-то скажет, все это - капля в море. Может быть, но начало положено.
От бдительного хозяина не ускользают даже незначительные, на первый взгляд, экологические мелочи. Потому и экологическая обстановка в районе улучшилась. Однако она все еще остается предметом особой заботы.