Запашный брал зверей любовью
Тайна дрессуры Вальтера Запашного занимает многих. В течение долгих лет Запашный был кумиром поклонниц, богом цирковой арены! Слава дрессировщика добралась даже до неба - в созвездии Овна одна из звезд названа в честь Вальтера Запашного. Он единственный из цирковых артистов удостоился чести отмечать в прошлом году свой 70-летний юбилей в Кремлевском дворце. Только представьте, как в лифтах, где обычно поднимаются чиновники высокого ранга в дорогих пиджаках, поднимали Запашные лошадей!
Сейчас сыновья Запашного, Эдгард и Аскольд, выступают с аттракционом “Среди хищников” во владивостокском цирке. Молодые Запашные - это уже совсем другая дрессура. Вальтер Михайлович в клетку не выходит. Но обязательно садится для подстраховки в первый ряд, когда на арене работают его сыновья с восемью тиграми. Звери у Запашных дикие. Обычно в цирке для того, чтобы остановить агрессию животного, применяют наганы. Вальтер Михайлович предпочитает останавливать любовью.
- А наганы заряжаются холостыми патронами. Из-за случая, происшедшего в 1961 году, когда в переполохе, пытаясь остановить тигрицу, бросившуюся на меня, один военный ранил из боевого оружия двух человек.
- Что потом было с тигрицей? Вы продолжали выходить с ней на арену?
- Двадцать лет! Она была украшением нашей школы. Очень понятливая, если ей скажешь “нельзя”, она второй раз уже не повторит. Ну а этот случай... Животные были не подготовлены к выступлению перед большой аудиторией. Не слышали громкой музыки, шума аплодисментов, почти не общались друг с другом. Они примерно три года находились на карантине в Иваново.
- Сколько хищников одновременно было у вас в манеже?
- По-разному: и 28, и 37. Причем разных - и тигры, и львы, и пумы, и пантеры. Работал очень быстро, бегая. Без всяких хлыстов или палок, с одним только коротеньким стеком. У меня были вышколенные звери: стоило выкатить на арену рейнские колеса - они уже бежали, прыгали сами. Для них это было удовольствие - побаловаться. И я скармливал им мясо прямо там, где они делали трюки. А ребята - видите? - кормят не сразу, а когда тигр уже вернулся на свое место. Упражнения я повторял десятками, а они по два, самое большое - по три раза...
- Существует ли в оценке работы дрессировщика скидка на возраст?
- Да, конечно. И сыновьям, по-моему, как раз сильно мешает то, что их уже называют мастерами. Мастером ты можешь считаться тогда, когда лет пять продержишься рядом с хищниками без травли. А они еще даже не достигли контактного репертуара, когда физически соприкасаешься с тигром, гладишь его.
- Контактный репертуар - это и есть высший пилотаж в дрессуре?
- Не совсем. Можно ведь специально подобрать животных, которые любят ласку. Есть, конечно, и такие, которые трогать себя не позволяют никогда и никому.
- Ну а вы чем их брали?
- Я брал любовью. У меня огромная любовь к животному миру, а они это очень хорошо чувствуют.
- А вот у вас пальцы перевязаны - это недавно кто-то укусил?
- Ой, не спрашивайте только, старые это раны или свежие. Тигр - такое животное, что у него в природе нападать на человека. И это не значит, что он мстит или преследует. Для него напасть - все равно, что для нас переложить платок из одного кармана в другой. Успокоили его - и он забыл.
- Почему во время представления один тигр все время лежит?
- Это очень старый тигр, Шерхан. У нас есть еще его брат Персей - тот вообще не выходит на арену. Не пускаем. Потому что он не мирится с молодняком, да еще цепляет мою жену Татьяну, когда на ней шлейф из перьев надет.
- Обновлять состав этой группы вы планируете?
- Обязательно. Мы всю группу заменим. Потому что для некоторых трюков эти животные не подходят, сколько ни бейся. Ну, например, невозможно поднять их для работы на рейнских колесах под куполом.
- А увеличивать время выступления ваши сыновья будут? Все-таки 20 минут - это мало, да и трюки не особенно яркие в сравнении с вашими выступлениями.
- Ну, я работал 45 минут и считаю, что это было слишком много. Все равно трюки повторяются: не такой прыжок, так эдакий. Ребята работают, как считают нужным. Да и потом у них сейчас такой возраст, когда они меня не очень-то слушают. Я им говорю, как лучше сделать, а они говорят: нет, мы будем по-своему.
- Но зачем-то вы нужны им на репетиции? Они приходят, зовут, без вас не начинают...
- Видите ли, я могу их спасти, если что.
Эти слова Вальтер Михайлович произносил совершенно будничным тоном, уже провожая меня в боковой выход из зала. На арене заканчивалась репетиция, два молодых экстерьерных красавца - Эдгард и Аскольд Запашные - возлежали на бортике арены рядом с уже сытыми тиграми. Отец предупредил их: “Ребята, я ухожу, будьте внимательны!” Мне, как человеку постороннему, показалась излишней эта осторожность пожилого человека. Ведь тигры уже привыкли к хозяевам, да и делать им сегодня уже ничего не придется. Но шедшая навстречу Татьяна Запашная с укоризной заметила мужу: “Бросил ребят одних?” И тут любой посторонний сразу бы понял, что выдержка и мужество в этой цирковой семье - главные качества старших ее членов. Не бояться тигров должны все, кто с ними работает. Но не тревожиться за своих детей - такого родители просто не могут. А дети - что ж, как и все дети на свете, - они оценят родительские наставления и заботы, наверное, только с годами.