Ради ли Христа?

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Сколько раз, спеша по своим делам в городе, отмахивалась я от назойливых молодых людей, сующих в руки прохожим какие-то бумажки с приглашениями. А тут как-то решила: да пойду посмотрю, что это такое. Это оказалось церковью Христа.

Любопытное, надо сказать, явление. Нигде и никогда еще я не встречала такого интереса к своей персоне, буквально пропитанного елеем любви и восхищения. Меня здесь встретили так, будто всю жизнь мечтали познакомиться. Все, что бы я ни говорила и ни рассказывала, оценивалось как “здорово!”, “клево!”, “круто!”... Я ощущала себя по меньшей мере кинозвездой. А на мои вопросы братья и сестры отвечали цитатами из маленьких библий с заранее сделанными закладками, ничуть не смущаясь тем, что слова эти порой даже не совпадали по тематике. В конечном счете все сводилось к одному: если ты будешь ходить в церковь Христа, то прямая дорога в рай тебе обеспечена.

Невольно подумалось, что все наши прабабушки, видимо, обитают в аду, поскольку в те времена ни о какой такой церкви и слыхом не слыхивали.

Здесь есть свои идеалы. И их мне показали в первый же день: “Видишь того брата? Он был наркоманом. А я - проституткой. Мы все несем свой крест. Но кто пришел в церковь Христа, тот спасется”. Признаться, стало как-то не по себе от мысли, что мое спасение зависит от таких людей, и я решила спасаться сама. Тем более что дальнейшее знакомство с обычаями этого сообщества совсем не прибавило симпатий к нему.

Почти каждый день здесь расписан. В воскресенье служба для гостей, где поются гимны богу. В среду - служба для учеников, во время которой обсуждаются их проблемы, строятся планы. Четверг - день бесед о Библии. Пятница считается семейным днем, когда проводятся развлекательные, вернее завлекательные мероприятия, а по субботам, в день отдыха, выезжают на природу, ходят в кино...

Вроде бы ничего крамольного в таком распорядке нет. За исключением одного: обретя веру, ты должен выбрать: либо работать и учиться, либо проповедовать и посещать церковные семинары. Истинно верующие выбирают второе. Ну как же, в церкви среди обожающих тебя братьев и сестер находиться куда приятнее, чем на лекциях в вузе или на работе. И тогда начинается погружение в веру.

У каждого члена этой церкви есть перепечатка статьи из журнала “Аризона Мэдисон” - о раздирающих душу страданиях распятого Христа, которая заканчивается словами: “Благодарны мы должны быть Богу за его милосердие к человеку - чудо искупления грехов и ожидание пасхального утра”.

Ничего себе милосердие: предать смертным мукам своего сына. И ничего себе благодарность: приобщенные к церкви таскают из дома деньги, вещи, чтобы заплатить десятину. Молодежь конфликтует с родителями, которые не пускают своих чад туда, где они меняются до неузнаваемости. А ведь в Библии сказано: “Почитай отца твоего и мать...” и “Не кради!”

А если от людей требуют противного, то как назвать такую веру праведной? И религия ли это вобще? Ведь такая политика лидеров церкви Христа вообще подпадает под ст. 117 Гражданского кодекса, в которой говорится, что общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, “...объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей”. А между тем руководители церкви, по свидетельству бывших ее членов, покупают себе квартиры, машины, удовлетворяя потребности самые что ни на есть материальные.

Кое-кто из новообращенных “братьев” через некоторое время осознает, что как-то не вяжутся здесь концы с концами, и пытается покинуть стройные ряды “христовой” паствы. Однако большинству это сделать очень трудно - их психика уже настолько перенастроена, что без посторонней помощи просто не обойтись.

Психологи хорошо знакомы с этим явлением, ведь в религиозные организации типа церкви Христа или многочисленной секты Муна вступают преимущественно люди с несформировавшейся и неустойчивой психикой (молодежь, старики) или не способные критически осмысливать ситуации после стресса, болезни. Именно они в первую очередь “клюют” на гуманные идеи всеобщей любви, братства, вселенской гармонии духа. И раз попав в эти ловко расставленные сети, уже не могут из них высвободиться.

Механизм прост. Ограничениями и даже запретами на такие сферы нашей жизни, как семья, секс, общение с “неверующими”, человека сначала как бы вычленяют из общества. Затем вегетарианскими безбелковыми диетами, многочасовыми медитациями с элементами гипноза, бесконечными чтениями мантр или молитв в нем подавляется и сводится на нет функция критического мышления.

Все, как личность вы уже не существуете и способны действовать только по указаниям руководителей, которые, манипулируя вами, заставляют отказаться от всего мирского, в том числе и от имущества, денег, отдавать их на благо церкви. То есть ее лидеров. А при попытке выйти из общины человека могут преследовать, угрожая как небесными, так и земными карами. И куда деваются те восторженные слова, атмосфера всеобщего интереса и любви, которой вас окружают в первые дни приобщения к вере? Видимо, туда же, куда ушли ваши десятины, дарственные на машины и квартиры, умыкнутые из родительских кошельков деньги...

Как объяснили мне в экспертно-консультативном совете по свободе совести и вероисповедания при администрации края, по результатам проверки деятельности церкви Христа она признана деструктивной, то есть разрушающей. Так что как бы вас ни встречали, как бы к вам “по-человечески” ни относились, стоит помнить, где бывает бесплатный сыр. А если вы это поняли, уже изрядно увязнув, еще не все потеряно. Позвоните по телефону доверия: 331-268, где вам будет оказана квалифицированная психологическая помощь.