Как жить с алкоголиком?

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Подруга развелась с мужем-алкоголиком. Иные осудили: не могла заставить лечиться, лишила детей отца. Сама она долго привыкала к новому положению и лишь спустя время ожила...
Впрочем, далеко не всегда жизнь предоставляет возможность развестись и разъехаться. Как "разведешься" с сильно пьющими сыном, родным отцом или мамой? Всегда ли разменяешь 2-комнатную "хрущевку"? Наберешься ли храбрости сменить полный кошмара, но такой родной образ жизни на неизвестность и одиночество?
Про то, где и как лечат алкоголизм, про "торпеды", кодирование и другие методы суровой борьбы за трезвость знают все. Далеко не многие - что ближайшие родственники алкоголиков нуждаются в не меньшем внимании специалистов. Вернее, догадываемся, конечно, что это за кара небесная... Между тем в краевом наркологическом диспансере работает программа для родственников алкоголиков - "семейные встречи". Один раз в месяц здесь можно не просто выговориться, а получить профессиональный совет не только наркологов, но и психологов: как быть? Специалисты называют проблему родственников алкоголиков СОЗАВИСИМОСТЬЮ. Сегодня психологи Вера ПЯТАНОВА и Александр КУБИКОВ в гостях у "В".

Александр КУБИКОВ: - Смотрите, простой пример. Что движет сильно пьющим человеком? Страсть найти и выпить. Что движет его ближайшими родственниками? Спрятать деньги, бутылку, проконтролировать, не пустить, закрыть. Либо жена до полуночи ждет, прислушивается к шагам - уже идет? Ругается, скандалит или затевает молчанку. Этакая драматичная, но очень азартная игра. В итоге пьяница все равно пьет. А в это время родственники тратят все свои эмоциональные силы на контроль. Это абсолютно деструктивное, саморазрушительное для них поведение, потому что когда я контролирую кого-то другого, я не думаю о себе. Я вообще, можно сказать, сам не живу. И на все остальное у меня нет душевных сил. Ни на детей, отношения с которыми ограничиваются вопросами: “Ты поел? Уроки сделал?” Ни на работу, карьеру, учебу, ни на полноценную дружбу, разнообразный отдых, книги, хобби. Нередко родственники алкоголиков находятся в состоянии просто непроходящей депрессии и тревожности.

- Еще бы... Но что в подобной ситуации можно предложить?

Вера ПЯТАНОВА: - Помнить главное: ваша жизнь - это ваша жизнь, его проблемы - это его, а не ваши, проблемы. Если схематично, мы говорим родным алкоголиков так: у вас есть моральное право переступить через напившегося до одури родственничка и заняться своими делами. А наутро сказать: “Милый, я к тебе отношусь очень хорошо, но у тебя есть проблема, решить которую в силах только ты. Да, я помогу тебе, поддержу тебя на этом трудном пути, но пройти его должен ты сам. А сейчас - прости, но у меня дела...”

Александр КУБИКОВ: - Конечно, православная традиция предложила бы молиться неустанно, чтобы бог вразумил. Современная психология, да и здравый смысл предлагает два других пути: первый - делать, конечно, все возможное, чтобы родной человек все-таки перестал пить, помочь осознать, что у него есть такая проблема. Но вторая дорога - понимание, что нельзя путать свою жизнь с жизнью другого, пусть самого что ни на есть родного человека. И нужно иметь силы в какой-то момент сказать себе и ему: “Все. Я сделал, что мог. Не помогло. И я имею право дальше разделить наши жизни и идти своим путем”.

Такой подход имеет сразу две положительные стороны. Первая: в сознании алкоголика может щелкнуть: “Ага, смотри-ка, как интересно и весело они живут помимо меня, и мне так хочется”. Можно считать это романтической теорией, но иногда именно она может стать спасительным мотивом. Другая сторона - человек не растворяет свою жизнь в чужой жизни, избегает болезненной зависимости от другого человека, имеет силы в случае чего расстаться и продолжать жизнь автономно. У него сохранен интерес к нормальной жизни! А о праве развестись с алкоголиком, увы, мы не можем не говорить.

- Легко сказать... Как мать может “развестись” с сыном?

Этих пожилых людей я знаю много лет. Интеллигентные, спокойные, мама 40 лет в школе проработала. Каким славным был их сынок Костик. Что вдруг случилось? На каком жизненном этапе его судьба полетела в тар-тарары? Теперь Костик - спившийся до синевы алкоголик, не работает, живет с папой и мамой. Они не могут его выгнать, он пропивает их пенсии, душу им вымотал скандалами. Недавно у сына отказала почка, родители потратили последние деньги на лекарства. Сестра Костика, их дочка, поступила жестоко, она сказала, что ноги ее не будет в этом доме, пока он тут. “Что вы с ним нянчитесь?” - укоряет она родителей. Про стариков же соседи говорят: они несут свой крест.

Александр КУБИКОВ: - Что и говорить, крест тот непомерно тяжел. Но они, наверное, и в самом деле имеют право сбросить его.

- Как? Выгнать? Закрыть перед ним дверь? Страшно подумать...

Александр КУБИКОВ: - Дело в том, что серьезная возможность такого оборота дела нередко отрезвляет. Если родственникам и в самом деле уже невмоготу, можно предложить алкоголику выбор: лечиться и бросать пить или... Да, развод, железная дверь, размен квартиры, отдельные счетчик и хозяйство - словом, любой возможный вариант. Не все принимают такой совет. Одна пожилая женщина пришла к нам со своей бедой: страшно пьет сын, извел всех, все круги ада уже пройдены. “Закройте перед ним дверь, поставьте на окна решетки”. “А если он замерзнет?” - удивилась она.

Но взрослый человек всегда ведь имеет право выбора: пить или лечиться и не пить. Вы его убеждаете, помогаете осознать, но вот, вопреки всему, он выбирает: пить. Увы, но таков его выбор, и жизнь - тоже его. Даже мать не проживет за своего сына-алкоголика его жизнь.

Вера ПЯТАНОВА: - Да, можно бороться, но сначала - соразмерить свои силы. К нам приходят женщины - жены алкоголиков, обессиленные, обезжизненные, вся их энергия до капли выпита. Есть притча. Бабочка влетела в открытую форточку, и вдруг ветром ее захлопнуло. Она бьется в стекло и не видит, что рядом - открытое окно.

- Выходит, развод, разъезд?

Вера ПЯТАНОВА: - Не всегда. Если позволяют силы, можно жить и рядом - но своей жизнью. К сожалению, развод - порой единственный выход, чтобы выжить самому.

- Ну хорошо! Развелась она, и что - счастье?

Вера ПЯТАНОВА: - Нет, она просто вылетела в открытую створку окна, и дальше - жизнь.

Александр КУБИКОВ: - Самое парадоксальное то, что немало женщин на уровне подсознания не хотят, чтобы мужья их бросили пить.

- Да перестаньте...

Александр КУБИКОВ: - Уверяю вас. Смотрите. Живет алкоголик в семье, регулярно напивается, доводя родных до слез. Но вот запой кончился, он протрезвел... и пришел с повинной. Затеял ремонт, купил жене кофточку или даже золотое кольцо, на службе проявляет рвение, детям дал десятку на мороженое. Специалисты называют это “извинительным поведением”. Многие жены умудряются из такой схемы извлекать значительные личные выгоды. Кроме всего прочего, жена в любой момент может попенять мужу, доминировать и властвовать в семье, руководить хозяйством, чувствовать себя выше.

И вдруг мужчина бросает пить навсегда. В народе даже стереотип сложился: у “завязавшего” несносно портится характер. На самом деле у него просто исчезает чувство вины, и он начинает “влезать” в семейные дела: становится жадноватым до денег, интересуется, почему это у сына двойка в дневнике. И родные начинают конфликтовать с ним уже на новом уровне!

Но самое потрясающее другое. Родственники бросившего пить лишаются некоего драматизма будней. Вот пьет муж - мое время как бы занято: я его контролирую, жду, ругаю, скандалю, усмиряю. Назавтра мы встречаемся с подругами и наперебой делимся: “А мой-то вчера...” - “Это что, а вот мой...” Жизнь полна бурных эмоций, смахивающих на страсти мыльных опер. Время структурировано, то есть я знаю, чем заняться.

Он бросает пить, и вдруг надо думать, чем занять время: аэробикой, карьерой, собой, детьми, куда-то ходить, общаться с друзьями. Непривычно, неведомо...

Моей приятельнице Катерине - 28 лет, не замужем. Живет с родителями, те с виду приличные люди, дома - запойные пьяницы. Многие родные уже знают эту их семейную тайну. Но Катя не может привести в дом друзей, не говоря уж о мужчине. Она нянчится с родителями и стыдится их. Она тоже считает, что несет свой крест...

Вера ПЯТАНОВА: - Как ни жестоко прозвучит, но это - ее, Катерины, отношение к себе, ее самооценка. Выходит, она нигде не может себя самореализовать, кроме как нянчиться? А если может, значит, должна действовать: убеждать, уговаривать, искать точки опоры в сознании отца и матери. Может, они захотят-таки увидеть собственных внуков? Но как бы ни сложилось - она обязана начинать собственную жизнь. Вопреки всему. Какой бы жестокой Катерину ни назвали. Собственную жизнь. Только тогда она получит шанс на счастье.