Проба школьной медали

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Высшее образование мы долгие годы получали бесплатно. Поэтому сейчас, когда в вузах на папенькины денежки нередко учатся настоящие оболтусы, радуется душа за медалистов, получивших право на обучение по “старой схеме”. На мой взгляд, 10 лет добросовестно учить все предметы, даже те, которые терпеть не можешь и которые тебе никогда не пригодятся, - самый настоящий ежедневный подвиг. Помню, как мои сверстники, “идущие” на медаль, не бегали на танцы, не валялись на теплом морском берегу, не болтались бесцельно за городом по выходным - они учились. Как бы мы ни иронизировали над этими зубрилами, все равно в душе их уважали, так как сами к подобному самоотречению готовы не были. Сейчас, когда юным трудоголикам предоставлено право на бесплатное получение высшего образования, я за них счастлива - заслужили. Однако червячок сомнения гложет: у всех ли школьная медаль выстрадана? не слишком ли много появилось в последние годы отличников? Помнится, несколько лет назад во всем Владивостоке не насчитывалось столько учеников-героев, сколько нынче в любой рядовой школе.

В ползающие по городу слухи о том, что “золото” тянет на пять тысяч баксов, а “серебро” - на три, я не очень верю. Какой смысл платить за медаль, если обучение в вузе стоит ненамного дороже? Но, во-первых, дыма без огня не бывает, во-вторых, неужто так много умных и сознательных детишек все эти годы зрело в школьных стенах? Ведь для медали отличной учебы в последние 2-3 года недостаточно. Никто, конечно, завесу над этой тайной приподнимать не собирается. Детки, отвоевавшие “золото”, получают нынче престижные профессии - в основном политолога, юриста, экономиста. Среди будущих врачей, учителей или геологов медалистов можно по пальцам пересчитать. Те же, кто до медали недотянул, тоже предпочитают помалкивать - нервотрепка себе дороже обойдется. И все же об истинной пробе школьного золота согласилась рассказать Раиса Павловна, мать прошлогодней выпускницы. Ее дочь медаль не получила, тем не менее блестящая подготовка позволила ей без проблем поступить на факультет, где на одно бесплатное место претендовали более 10 человек. Сейчас Таня великолепно учится, я видела ее зачетку с одними “отл.”, выступает с интересными докладами. В общем, все у нее о’кей. Только и мама, и дочь не могут забыть выпускные экзамены.

“У меня самой характер - не подарок, - рассказывает Раиса Павловна, - и дочке ершистость передала. Именно из-за этого и медали она лишилась, очень уж самостоятельная в суждениях оказалась, все пыталась свою точку зрения отстоять. Медаль - не беда, Таня и без нее поступила куда мечтала. А вот кому и как нынче “золото” с “серебром” достаются, разговор интересный. Сразу скажу: моя дочь и еще шестеро претендентов на медаль переписывали выпускное сочинение 4 раза!” Позволю себе ремарку. Меня как человека, работающего со словом, никто не убедит, что больше ста подростков могут одновременно безукоризненно написать сочинение. Даже из 100 корректоров, для которых русский язык - их работа, часть допустят ошибки. Потому что наш язык неимоверно труден. В данном случае я говорю об орфографии. Есть еще пунктуация и стиль - здесь возможны так называемые авторские отступления. При желании для них можно подобрать соответствующий термин, при нежелании - назвать ошибкой. Но вернемся к рассказу Раисы Павловны: “Таня многие годы была участницей школьных олимпиад, ее сочинения часто отмечались среди лучших. Еще в средних классах она прочитала Кафку, увлеклась Булгаковым и Набоковым, пишет стихи. В отличной оценке на выпускном экзамене мы почти не сомневались, несмотря на достаточно напряженные отношения с преподавателем литературы. Если бы первоначальный вариант сочинения был отправлен на комиссию и там поставили “четверку”, сомнений бы не возникло - сама виновата. Однако на следующее после экзамена утро раздался телефонный звонок, учительница попросила дочь прийти переписать титульный лист - мол, для претендентов на медаль особая форма. Одно это уже насторожило. Таня вернулась не скоро - оказалось, что сочинения их “семерки” были проверены и “обкатаны” для комиссии. Их следовало переписать. История долгая. Скажу лишь, что наших детей еще несколько раз вызывали для “подчистки” работ”.

В результате, скорее всего от нервной, монотонной работы, Таня допустила ошибку при переписывании. Но и это не все. Трижды(!) исправленное учительницей сочинение в конце концов запестрело красными пометками той же учительницы - стилистические ошибки. На комиссии лишь развели руками: во-первых, это не ошибки, во-вторых, куда смотрел педагог, знающий о своеобразии стиля своей подопечной. С мамой случилась истерика, Таня шлепнулась в обморок, а учительница литературы сказала: “Ты никогда не умела писать сочинения”. В данном случае конфликт исчерпан: девчонка, так досаждавшая педагогу собственным мнением, наказана. Но дело, как понимает читатель, не в этом. О том, что сочинения переписывались (впрочем, как и работы по математике), узнала вся школа. И вот тут пора поговорить о нравственной стороне происходящего.

Большинство из претендентов на медали - труженики и вундеркинды. За ними стоят педагоги. В основном хорошие, самоотверженные люди. Только нищие. Детям вместе с правом на бесплатное обучение вручаются денежные призы. В прошлом году им в этот момент аплодировали голодные учителя. Это нравственно? И не толкает ли подобная система учителя к пропасти? Одноклассники, знающие, что Петя ради медали переписывал экзаменационную работу несколько раз, как будут относиться ко всем другим Петям, даже не делавшим этого? Дутый медалист, занявший чье-то место в вузе и не способный достойно справиться с программой, какое впечатление производит на однокурсников? Да и какая от него будет польза в дальнейшем? Не своими ли собственными руками мы гробим прекрасное дело?

Побоявшись быть субъективной, я позвонила педагогу с очень большим опытом, заслуженной учительнице, много лет возглавлявшей специализированную школу № 57 Полине Жосан. “Нынешний золотой дождь изумляет, - сказала Полина Семеновна. - За 25 лет я выпустила лишь трех медалистов, потому что совестью никогда не торговала. За этих ребят, за их знания могу поручиться - их медали полновесные. В школе не должно быть фальши. Она наносит моральный вред детям, а в целом - обществу”. Безусловно, и обществу. Ведь мы рассчитываем, что именно эти ребята станут элитой, способной поднять с колен Приморский край.

Раиса Павловна, рассказавшая историю своей дочери, просила назвать номер школы и свою фамилию. Но, по-моему, дело не в частном случае. Для того чтобы не погубить по-настоящему прекрасную идею бесплатного обучения достойных, главное, как говорит Полина Жосан, не торговать совестью. Наши же дети нам этого не простят.