Любовь к отеческим гробам
Город Владивосток - плохой хозяин своих, городских кладбищ.
У любого города есть хозяин, как его ни назови - городская администрация, мэрия, управа, муниципалитет, - и долженствует ему обеспечивать нормальную жизнедеятельность и порядок на подведомственной территории. Чтобы свет в домах горел, вода из кранов текла, на дорогах отсутствовали колдобины. Чтобы горожанам было где рожать детей и хоронить своих близких.
Полтора года назад я похоронила отца на Лесном кладбище. Могила была крайней, рядом - овражек. Но это не помешало разместить здесь вплотную еще несколько могил, и теперь к нашей мы можем подойти только с одной стороны, по узенькой тропке, бочком, втянув живот - иначе между оградками не пробраться.
На днях мне довелось хоронить родственника на Морском кладбище. В отличие от старого, почти закрытого Лесного на этом погосте есть новые участки, которые можно было бы нормально распланировать, но вряд ли тут когда-либо видели архитектора или другого подобного специалиста.
Здесь никто не предусматривает никаких аллей или просто дорожек. Планировкой занимаются непосредственно землекопы, оставляя между могилами расстояние в 1 метр. Семьям покойных надо быстро ставить оградки. Если соседи вас опередят, оградка вокруг дорогой вашему сердцу могилы уже не поместится.
Остается добавить, что на единственной идущей по кладбищу ухабистой узкой дороге в урочный час - а в нашем немаленьком городе каждый день хоронят примерно по 20 покойников - всегда образуется пробка, и после скорбного ритуала катафалки, автобусы, машины, мешая друг другу, подолгу не могут разъехаться...
К слову, в Таллине местное кладбище зовется парком добрых воспоминаний. Там прекрасные тенистые аллеи, множество удобных скамеек, где можно посидеть и попечалиться о тех, кто ушел от нас.
Таллин далеко, но близкий Уссурийск тоже можно поставить в пример Владивостоку. Уссурийское кладбище не хаотичное, город уделяет ему внимание: существует план участков, могилы не теснятся, повсюду проложены дорожки, аккуратно посыпанные гравием.
Лучше классика не скажешь о любви к отеческим гробам. Благодарная память суть патриотизм. Владивосток же относится к своим покойникам, как Иван, родства не помнящий.