50 миллионов за дурную привычку

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

За рубежом живут тысячи наших соотечественников, унесенных разными по времени волнами эмиграции. Кто-то даже родной язык уже забыл, другие не теряют связи с родиной, пишут письма. Вот и Илья Рачков, вывезенный за границу ребенком и успевший там состариться, пишет в родной город длинные послания. Иногда философствует, иногда просто рассказывает забавные случаи.

“Мнится мне, что живу я в какой-то уродливой стране. Возможно, дело не в стране, а в мире. Но мира я не знаю, а американская пресса обслуживает обывателя, которому начхать на весь мир. Ему подавай лишь кто кого угробил, кто кого изнасиловал, кто кого засудил и сколько голов забил “маленький” Шакил О’Нил. Наш брат, американец, познает мир исключительно при помощи дешевых туристических поездок и потом с жаром описывает, в каком чудном отеле он останавливался, в каких ресторанчиках ел, какие баснословно дешевые покупки сделал и на каких пляжах разлагался. Местный народ при этом оказывается каким-то странным, каким-то недоделанным - не знают футбольную команду “Ковбои”, говорят о каком-то Шекспире и о “Метрополитен-опера”. А что это, может, новый боевик на Бродвее?”

Поворчав в целом на жизнь, Илья рассказывает о частностях, вызывающих его неприятие. “Недавно открыл престижную газету “Нью-Йорк таймс” и на месте передовицы увидел статью с крупным заголовком “Горшочники против пеленочников”. Помстилось, что ли? Нет, однако. Добрый доктор Бэрри в этой солидной газете пространно и весьма неубедительно доказывает, что приучение дитяти к горшку дело весьма деликатное, могут произойти непоправимые беды. Ни много ни мало как психологические сдвиги. Дитятко может стать асоциальным и даже шизофреником, заиметь криминальные наклонности. “Ребенок должен сам решить, когда садиться на горшок”, - убеждает доктор. Иначе он испытает серьезное эмоциональное потрясение. В завершение добрый доктор безапелляционно заявляет, что носить пеленки до 5 лет нормально и незазорно. Не упомянул он только, что его интеллектуальный труд по этому вопросу, изданный в роскошном переплете, субсидируется фирмой “Пампер”. Но “горшочники” это пронюхали, и начался “конфликт интересов”, ведь и они связаны с горшочной индустрией.

А я не перестаю удивляться, как это мы все выросли нормальными (пусть и полунормальными) людьми, используя традиционный горшок. Хотел послать в газету снимок, который сделал в Китае, чтобы разрубить гордиев узел спора. На том снимке хорошо виден простой способ древней китайской культуры, избежавшей горшочно-пеленочных дебатов, - разрез на штанишках малыша. Но побоялся. Чересчур уж много высоких деловых интересов замешано. Того и гляди засадят. Мы ведь живем в стране свободы: суди кого хочешь и за что хочешь”.

Вопрос о подгузниках, конечно, забавен, но другая история, рассказанная в письме, по-моему, должна заставить задуматься наших не в меру раскурившихся соотечественников. “Одна пожилая тетка заболела раком легких. Ну заболела, вытянула несчастливый билет. Но случилось так, что у тетки оказался знакомый адвокат. “Как насчет того, чтобы сделать несколько десятков миллионов на твоем раке? Баш на баш - твой рак, моя работа”, - сказал он. Тетка зарыла носом землю от нечаянной радости. Дрессировал адвокат ее с неделю, а потом подали они иск на табачную компанию. Мол, моя клиентка не знала, что от курения можно рак получить, гоните денежки за преждевременно угасающую жизнь, за душевные страдания жертвы и горячо любящих родных. Адвокат табачников возражает - на пачках напечатано предупреждение. А тетка в ответ: “Курить я начала давно, еще не печатали”. И ведь присудили ей 50 миллионов. Спрашивается: родители не предупреждали? доктора не предупреждали? Но что с доктора сдерешь? Двести-триста тысяч? И мараться бы не стоило.

Сам я три года назад попал в автомобильную катастрофу. Машина вдребезги, но я цел. Поспешил к адвокату. Он спрашивает: “Шея у тебя болит?” “Бог миловал”, - отвечаю. Он опять: “Я спрашиваю - шея болит?” Я как баран: “Нет”. Плюнул адвокат и занялся только машиной. Уплыли несколько сот тысяч. Дураком оказался русский эмигрантишка, никакой смекалки. Бизнеса не понял. Да ежели бы и понял, стыдно бы было”.

“Ну не в стране ли уродливых чудес мы живем?” - спрашивает меня русский американец. Что на это ответить? Приехал бы в Россию - еще бы не такие чудеса увидел.