"Скучные" дети

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Присела на лавку и с удовольствием отдалась первым теплым лучам. Из солнечного блаженства вырвал разговор двух куривших рядом девочек лет 14-15. "Он надустился, сидит, как моль, ест свежие помидоры, что мать принесла, а ему кажется, что они соленые, представляешь?"- делилась с подружкой одна.

Наркотики для школьников стали модным развлечением

Полюбопытствовала, что такое "надустился". Подруги, хоть и с неохотой, все-таки ответили. Оказалось, что "надустился" - накурился "химки". И тут же случайные знакомые с непосредственностью, свойственной их возрасту, забросали меня подробностями обратной стороны школьной жизни. Девочки утверждали, что наркотики для школьников сегодня - самое модное развлечение.

Умами правит героин

Честно говоря, сначала рассказ школьниц показался просто фантазией в жанре “школьного триллера”. Однако все проще и страшнее.

По словам подростковых наркологов центра реабилитации и социально-психологической, врачебно-консультационной помощи, за последние три года количество приморских подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, увеличилось в семь раз.

Все, кто по долгу службы сталкивается с наркобизнесом и его жертвами, в один голос говорят о том, что сегодня практически в каждом учебном заведении есть люди, употребляющие наркотики. И в городе, возможно, нет ни одного дома, где бы не жил наркоман.

Помимо Владивостока, который уже в течение 15 лет входит в первую десятку самых неблагополучных по распространению наркотиков городов России, наркогородами в Приморье считаются Находка, Уссурийск, Артем.

В нашем крае наркотики стали полноценным денежным эквивалентом. На них покупаются квартиры, машины, наркотиками расплачиваются за дефицитные запчасти на иномарки, за курсовые и дипломы.

В селах и деревнях коноплю выращивают прямо на огородах. Здесь начинают гонять “уголек” (курить коноплю) с 9-10 лет. Особенно знамениты в этом смысле Пограничный, Хорольский, Ханкайский, Октябрьский районы, где растет южноманьчжурская конопля, по качеству уступающая только индийской.

В городе ученики младших классов в основном балуются клеем “Момент” и бензином. Начиная с 13-15 лет школьники уже пробуют “химку”. С 16 лет наступает пора экстази, кокаина и героина. Последний наркотик сегодня просто захлестнул Владивосток. Именно героин нынче правит бал в колледжах и лицеях. Детки богатых родителей тратят на “скучный” (так они называют героин) бешеные деньги. Дорожка “геры” стоит 150 рублей. Тем, кто вплотную присел на героин, в день нужно по две-три дорожки.

Меня свели с 11-классницей Женей, близкой знакомой дилеров (продавцов наркотиков) из ее района. Женя согласилась (за умеренное вознаграждение) уже более подробно рассказать о том, что творится в ее школе. Эта ситуация, впрочем, типична для многих владивостокских учебных заведений.

Пройди по тихим школьным этажам...

В обычных средних школах спальных районов особенно популярна из-за своей доступности “химка” - традиционный для Приморья наркотик. На нее всегда хватит денег, что дают родители на карманные расходы.

Утро в школе начинается с того, что несколько человек сбрасываются на короб “дуста” (спичечный коробок “химки”), он стоит 60 рублей. Короб делится на пять сигарет. Одной “пяткой” (папиросой, забитой “химкой”) по-хорошему могут раскуриться двое-трое. В принципе, если ее пустить по кругу, хватит даже на шесть человек, но, как говорится в этой среде, “будет так, подехи - совсем чуть-чуть торкнет, просто сидишь как пьяный”.

Вот так раскурятся и на уроки идут. Учителя видят, что ученики то хихикают, то сидят сонные, с красными глазами, но уже никто не хочет связываться. Охрана в школе есть, но судя по словам Жени, охранники следят только за тем, чтобы в школу не ходили чужие.

Чаще всего в школе “дуст” не продают, но в каждом районе есть барыга (дилер), который сам занимается ее изготовлением. По словам Жени, особенно много барыг в районе Фокина, на Эгершельде. Один такой ей жаловался, что устает гнать “химку” целыми днями, постоянно к нему кто-нибудь тащится.

“Неужели родители не замечают, что творится с их ребенком?” - наивно вопрошала я. “У одной девчонки мать - врач, так она сама дает ей глазные капли, чтобы убрать “красные” глаза, по которым светится наркоман”,- рассмеялась Женя. Пришлось услышать и такое дикое признание: некоторые родители наркоманов прямо говорят, что им легче один раз похоронить ребенка, чем всю жизнь его лечить...

Зависимости от “химки” подростки не чувствуют, зачастую не считая ее за наркотик. Они полагают, что простые сигареты гораздо опаснее “пятки” с “химкой”.

Маленькое отступление, просто для сведения. Наркологи считают, что “химка” - прямой путь к слабоумию. Это один из самых тяжелых наркотиков, так как в его состав входят летучие растворители, которые разрушают ткани нервной системы, губительно влияют на мозг. У подростка, регулярно употребляющего “химку”, страдает интеллект, он утрачивает способность к воображению.

О будущем, как ни странно, думают многие подростки, подсевшие на наркоту. Даже ходят на подготовительные курсы в вузы. В этом году два знакомых мальчика Жени, из тех, что постоянно “дуют” “химку”, собираются поступать в милицейский вуз...

Школьные дискотеки без наркотиков не обходятся. На них обычно приходят уже “обдолбанные”. Милицейские облавы бывают редко, а если случится, парни отдают девчонкам наркотики, те прячут их в нижнем белье, спокойно выносят и потом отдают обратно. В некоторых ночных клубах, по словам Жени, вообще нет трезвых: если не пьяный, так обкуренный.

Любопытно, сама Женя только “за” введение уголовной ответственности за употребление наркотиков:

- Мне кажется, те, кто только недавно начал употреблять, вряд ли выбрали бы кайф, если бы знали, что за это светит тюрьма.

Смерти почти никто не боится. Правда, одна моя знакомая, насмотревшись “Криминального чтива”, вообразила себя крутой, купила дорожку героина в клубе, пошла в туалет занюхать. А как это делается, не знала. Короче, так она в туалете и свалилась. Хорошо, успели откачать. Теперь она на всю жизнь зареклась употреблять. Но ее случай - это исключение, сколько знаю таких, кто и после реанимации продолжает употреблять наркоту...

Мертвые души

- Боюсь, как бы нам не пришлось повторить историю Америки 60-х годов, как раз в то время там молодые люди активно употребляли наркотики. Большая часть того поколения вымерла. Через несколько лет мы можем потерять наших 15-16-летних подростков.

С этого начался наш разговор с Аэлитой УКОЛОВОЙ, подростковым наркологом центра реабилитации и социально-психологической, врачебно-консультационной помощи.

1300 подростков состоят на учете в этом центре. Это те, кто обратился за помощью к специалистам сам, кого-то привели родители или доставили представители закона. Но сколь мала часть подростков, попадающих сюда.

Ведь учителя не имеют права отправить ученика на медицинское освидетельствование, даже если состояние “нестояния” налицо. Иногда, правда, школа может проявить заботу, особенно если ученик способный. Могут сообщить в районную инспекцию по профилактике правонарушений несовершеннолетних, те обяжут сходить к врачу. Кстати, частные школы в этом смысле совершенно безразличны к своим ученикам, предпочитая “не выносить сор”. В такие учебные заведения инспектора из районных отделов доступа не имеют.

Как ни странно, самый оптимистичный разговор о наркомании среди подростков у меня получился с Алексеем СИМОНОВИЧЕМ, инспектором подразделения по профилактике правонарушений несовершеннолетних Первореченского РОВД. Алексей Александрович утверждал, что количество подростков-наркоманов снижается по причине строгого контроля со стороны милиции! Простите, но как поверить в “эффективный контроль”, если на гимназию, две вечерние и 14 средних школ Первореченского района приходится всего 12 инспекторов, которым просто физически трудно осуществить тщательную проверку. Как говорил уважаемый Жванецкий, это не борьба и это не результат.

Родители подростков-наркоманов зачастую тоже боятся огласки и как следствие позора. Не верят...

А представители закона наркоманами не занимаются, пусть те даже совершенно “убитые”. Нет при них наркотика - нет дела, только суета одна. Ведь за медицинское свидетельство того, что человек употребил наркотик, сами законники должны заплатить наркодиспансеру больше сотни рублей. За каждого, кто подозревается. В дневное время подростков возят на освидетельствование в филиал наркодиспансера, где анализ стоит дешевле. Иногда оплатить анализы соглашается школа. Бывает, платят родители, если захотят... А противиться они могут по вполне объяснимым причинам. Кто пожелает, чтобы его ребенка потом заклеймили и поставили на учет в инспекцию по профилактике правонарушений несовершеннолетних и в наркологию (сняться с последнего весьма сложно).

Особенно трудно доказать, что человек употреблял героин. Он содержится в крови всего лишь в течение нескольких дней, “химка”, правда, до полутора месяцев. А в результате, даже если докажешь, наркоман отделается незначительным наказанием. Административным кодексом за употребление наркотиков предусмотрен штраф, максимальный размер которого - половина от минимальной оплаты труда, то есть 41,5 рубля. За подростков, не достигших 16 лет, платят родители.

“А вы хотели бы большего?”- спросит иной читатель. Есть мнение, что нельзя наказывать наркоманов за их болезнь. Это называется жестокостью. Тогда что такое гуманность?.. Врачи говорят о заразности наркомании. Один наркоман склоняет к употреблению до восьми человек в год. Это цифры статистики, подтвержденные жизнью. Но давать срок за папиросу, забитую “химкой”, такой же, как за реализацию контейнера наркотика, - это тоже не выход.

Кстати, в конце восьмидесятых в Уголовном кодексе существовала статья за употребление наркотиков. Под статью подпадали те, кто дважды в течение года задерживался в состоянии наркотического опьянения. В нашем крае был создан прецедент судебного разбирательства, но вскоре статью похоронили. Кто-то там наверху решил, что таким образом нарушаются права человека. Правда, в законе РФ “О наркотических средствах и психотропных веществах”, принятом 08.01.98 года, оговаривается ответственность за употребление наркотиков. Пока законодатели не закрепили это решение в УК.

К сожалению, нищая Россия не сможет пойти по более гуманному пути, в частности, американцев, которые приостановили экспорт наркотиков из Венесуэлы и Перу, когда стали покупать в этих странах кофе по цене нелегально экспортируемой коки. Или по пути Нидерландов, где наркоманы официально зарегистрированы и даже получают специальное пособие. Денег на это у нас нет, а вот тюрем много.

Не клади голову в пасть льва...

Разговаривая с подростками, допытывалась, почему они употребляют наркотики. Кажется, всем известно, что это один из изощренных способов самоубийства. Невозможно играть в наркорулетку всю жизнь. Но они бесстрашны и бессмертны. Инстинкт самосохранения, похоже, пробуждается лишь жизненным опытом. А пока, всему вопреки, подростки продолжают считать: для того, чтобы стать наркоманом, нужно очень долго употреблять наркотики.

Уже после первой пробы героина возникает желание повторить испытанные ощущения. После пятого-шестого приема охватывает непреодолимое влечение к наркотику. Школьник, употребляющий героин в течение года, больше не способен будет продолжить обучение. А некоторые падают на дно всего за пару месяцев. Недавно одна мама вся в слезах привела в центр реабилитации 14-летнего сына. Еще два месяца назад он был здоров, а сейчас у мальчика зависимость от героина. Бросил школу. Теперь его интересует только, как достать и употребить наркотик. И так по кругу.

“Химка” - тоже коварный наркотик. Зависимость формируется очень медленно и проявляется не столь ярко, как зависимость к героину. Там страшные ломки, а болезненная тяга к “химке” маскируется под утреннюю хандру, когда просыпаешься подавленным, вялым, раздражительным, руки опускаются и не понимаешь почему. Покурил “химки” - и все о’кей! Вот это уже и есть болезнь.

- Мы сами постоянно спрашиваем подростков, почему они стали употреблять наркотики? Некоторые отвечают, что не видят у себя будущего. Они понимают, как трудно получить хорошее образование, работу. И бегут от проблем в наркотический мир грез, - продолжает подростковый нарколог Аэлита Уколова.- Иные приходят к наркотикам от пресыщенности или инфантилизма. Как-то ко мне на консультацию обратилась мать двоих подростков. Я была шокирована ее историей. Отец и мать, интеллигентные люди, казалось бы, дали своим детям все, что могут дать хорошие родители: любовь, внимание, плюс музыкальная школа, усиленный английский... и дети стали наркоманами.

Сегодня, проводя лекции в школах, мы не пугаем подростков. Мы говорим, что наркотики - это плохо, а сосед по парте - кайф. Как думаете, кому поверят?.. Да, наркотики приносят удовольствие, но за искусственное удовольствие нужно заплатить здоровьем, семьей, своим будущим. Может быть, даже жизнью.

- Такое распространение наркомании связано с социальной и экономической ситуацией в стране. Элементарные тому примеры: детские площадки отдали под автостоянки, в детских клубах теперь магазины, а что остается подросткам - бесплатные подвалы? - рассуждает Алексей Потанин, подростковый нарколог. - Я уже многое перевидел, но до сих пор мне страшно, когда подросток понимает, что болен, но не может противостоять тяге к наркотику...

Первое, что происходит с ребенком-наркоманом, - теряется связь с семьей. Основная задача нас, врачей, - восстановить ее, иначе о лечении говорить сложно. Никто, кроме родителей, не сможет оказать подростку необходимую поддержку. Не случайно, что хуже всего лечатся дети из неблагополучных семей. Хотя полностью вылечить наркомана невозможно. Мы говорим лишь о состоянии ремиссии, которая может продлиться всю жизнь.

...На стене в центре реабилитации висело чье-то мудрое изречение: “Хотя каждому суждена смерть, не клади голову в пасть льва”. Да, наверное, каждому из нас самому приходится решать, стоит ли в погоне за мигом искусственного удовольствия торопить свою смерть...