Серебряная медаль за халат из крапивы

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

“Из таинственной дали, опутанной дымкой поэзии, встает наша старая быль с ее манящими воспоминаниями: любезная искренность слова и непосредственность мысли, прелесть былого наряда и грация жеста... От современных томительных будней мы словно стремимся уйти в мир иной, где жили полнее и благороднее чувствовали”. Такими удивительно проникновенными строками открывает свою книгу “Памяти прошлого” живший в начале века замечательный знаток и собиратель русской старины В. Верещагин.

Действительно, когда приходишь в музей, это хранилище исторической памяти, словно попадаешь в другое измерение. Но еще большее волнение испытываешь в его запасниках, где с разрешения хранителя можно взять в руки хрупкую фарфоровую чашку из царского сервиза или крохотный хрустальный флакончик, который даже по прошествии столетия едва уловимо источает аромат французских духов. Перелистать старинный семейный альбом с золотым тиснением или потихоньку приоткрыть крышку музыкальной шкатулки и тотчас услышать незатейливый мотивчик из прошлого века.

Любой предмет или документ, который попадает в стены музея, прежде всего сопровождается описанием, то есть легендой. Это все равно, что свидетельство о рождении. Занимаются этим делом удивительные люди - хранители фондов. Именно о них, а также об уникальных коллекциях, хранящихся в стенах музея им. В. Арсеньева, сегодня, в Международный день музеев, наш рассказ.

Фамильный сундучок

из Санкт-Петербурга

Три месяца разбирала Ираида Клименко, научный сотрудник музея, материалы семьи Бурачков, несколько поколений которых имели самое прямое отношение к истории Владивостока. Их переслали из Санкт-Петербурга в огромном кожаном дорожном сундуке. Сам сундук стоит сейчас на всеобщем обозрении в одном из залов музея, а его содержимое - письма, дневники, фотографии, открытки с видами Владивостока, книги - в хранилище. Но сколько потребовалось сил и времени, чтобы каждый экспонат обрел свое “местожительство”, а значит, вечную жизнь. Отныне с ними при желании могут познакомиться и научный работник, и краевед, и журналист.

- Все те мелочные подробности ежедневной нашей жизни, которыми мы пренебрегаем сегодня, по прошествии времени становятся драгоценной находкой, - говорит Ираида Клименко. - В них пульс давно исчезнувших поколений. Особенно это чувствуешь, когда читаешь письма, дневники, написанные твоими “героями” 50, 80, 100 лет тому назад. Эти люди становятся тебе почти родными. Ты легко понимаешь их почерк, который еще совсем недавно казался таким неразборчивым, узнаешь их привычки, пристрастия. Они словно возвращаются из небытия, чтобы обновить, расцветить нашу жизнь своей душевной щедростью и талантом.

- Что для вас музей?

- Жизнь. Не могу представить себе другой работы. Здесь уже 20 лет. На музейщиков ведь не учат - ими или становятся, или нет. Я дома не держу ни единого более-менее ценного предмета - все несу сюда.

- А вообще дарителей стало больше или меньше?

- Думаю, число настоящих дарителей всегда остается примерно одинаковым. Недавно, например, одна владивостокская семья подарила нам подлинные фотографии Г. Седова, сподвижников В. Арсеньева: П. Полевого, геолога Павлова.

Приемная дочь Татьяны Зотиковны Матвеевой перед отъездом из Владивостока передала музею уникальный архив семьи Матвеевых совершенно бескорыстно. Дело-то это действительно всенародное, как принято было говорить раньше. Хотя в последнее время заметно прибавилось людей, которые с порога спрашивают: “А сколько будет стоить то, что я принес?”

Золотая пальмовая ветвь и копилка у входа...

- Сколько жертвуют сегодня на музей? - интересуюсь я у Галины Алексюк, директора музея им. В. Арсеньева с 20-летним стажем.

- Если вы имеете в виду копилку у входа - 300-400 рублей в месяц. Правда, в летние месяцы сбор бывает побольше. Увы, не могу сказать, что мы их тратим на приобретение экспонатов. Покупаем канцелярские принадлежности, моющие средства. Последние шесть лет музей ни копейки на эти цели не получает - только зарплату, причем грошовую. И это при том, что наш музей в зоне Дальнего Востока самый значительный. Он имеет вторую категорию и насчитывает свыше 300 тысяч единиц хранения. Не могу не сказать также, что в рамках международной программы “Партнерство во имя прогресса” мы получили две высокие награды: золотую пальмовую ветвь в Париже и Гран-при в Италии. Что касается меценатов, мне с большой благодарностью хочется сказать о Викторе Владимирове, президенте компании “Гамма-лимитед”. Благодаря ему музей выпустил великолепный альбом о В. К. Арсеньеве, сумел открыть дом-музей известного писателя и путешественника, провести не одну научно-практическую конференцию.

- Что вы можете сказать о музейных фондовых коллекциях?

- Они начали складываться еще в дореволюционное время. В будущем году музею исполняется 110 лет, в 2000 году мы также отметим 55-летие со дня присвоения ему имени Владимира Клавдиевича Арсеньева. Кстати, в музее хранится его прекрасная этнографическая коллекция.

У нас есть замечательная коллекция одежды. В 1900 году на международной выставке в Париже она получила серебряную медаль, особый фурор вызвал халат из крапивы. Он жив и поныне, как и все экспонаты начала века. Эту коллекцию мы постоянно обновляем, особенно раздел: “Малочисленные народы Дальнего Востока”. Сегодня, кстати, мы ею открываем нашу праздничную экспозицию.

Большую ценность представляет также коллекция резьбы по кости. К сожалению, в последнее время мы не можем ее показать нашим посетителям, впрочем, как и уникальные коллекции медалей, орденов, оружия. У музея нет средств для обеспечения их сохранности.

Сегодня музей может гордиться Арсеньевским фондом. Недавно мы приобрели очень ценный архив Тарасовой: это карты, фотографии, записки путешественника.

Но самые большие и очень значительные поступления в музей за последние годы - это, бесспорно, эмигрантский архив, привезенный из Сан-Франциско. В этом году я снова еду туда - опять собран для нас материал.

- В свое время говорилось о создании во Владивостоке музея русской эмиграции.

- Действительно, такая идея была. Но сейчас она несколько видоизменилась. В здании на ул. Петра Великого, 6 мы намерены открыть международный музейный центр, куда войдет и весь материал по русской эмиграции. А вообще здесь будет широко представлена история и культура наших ближайших соседей: Японии, Кореи, Китая.

- И все это будет делаться имеющимися силами? Насколько известно, в музее сейчас всего 20 научных сотрудников.

- Действительно, это так. Мы были вынуждены “сократиться” почти наполовину. У каждого сотрудника нагрузка очень большая - по 8-10 тем. При этом надо учесть, что музей еще должен заниматься просветительской работой. И тут я должна сказать огромное спасибо тем людям, чьей энергией, энтузиазмом живет сегодня музей. Это Нина Беслановна Керчелаева, наш главный хранитель фондов, ходячая энциклопедия и незаменимый человек. Вера Васильевна Кобко - она занимается этнографической коллекцией музея. Обе эти сотрудницы, кстати, имеющие звание “Заслуженный работник культуры России”, первыми открыли и тему старообрядцев.

А также Ираида Николаевна Клименко - непревзойденный специалист по изофонду и Римма Алексеевна Мордовцева. В ее ведении фонд редкой книги, плакаты, газеты, журналы. К слову, в музей, а тем более в фонды, мы берем человека только по очень надежной рекомендации. Такие качества, как честность, надежность и порядочность, считаются здесь профессиональной принадлежностью.