“Эхо древних культур”
Выставка с таким поэтическим названием открывается 19 мая в художественной галерее “Арка” (ул. Светланская, 5)
Это становится уже доброй традицией. В стенах “Арки” не так давно представляли свое искусство известный японский керамист г-н Сато, хабаровские мастера. На этот раз гости галереи смогут познакомиться с приморской керамикой начиная с ее древнейших образцов и заканчивая оригинальными современными работами. О предстоящей выставке рассказывает один из главных ее устроителей, доктор исторических наук, профессор
ВГУЭС, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Ирина Жущиховская:
- Немногие знают, что Приморье, наряду с Японией, Китаем, районом Амура, входит в регион древнейшей в мире керамической посуды. Самая ранняя керамика в нашем крае на сегодняшний день найдена в Чернигов-ском районе, недалеко от с. Алтыновка. Она согласно результатам радиоуглеродной экспертизы насчитывает от 11 до 9 тысяч лет. И отличается характерными отпечатками “плетеной” текстуры. Эта керамика не имеет аналогов в мире, поэтому неудивительно, что она вызвала огромный международный интерес. Сейчас приморские ученые ведут совместные исследования с американскими коллегами по специальной программе.
Древнейшие образцы керамики, взятые из фондов музея института истории, можно будет увидеть на выставке наряду с глиняными сосудами неолита, железного века и средневековья. Глядя на них, можно представить, как развивалась культура народов, населявших в древности территорию нынешнего Приморья.
Но не меньшее, если не большее внимание устроители выставки хотят привлечь к современному гончарству. Здесь будут представлены оригинальные работы талантливых мастеров, входящих в состав творческого объединения “Керамика Приморья”, - Леонида Кищика, Элины Еременко, Алексея Заховалко, Александра Калиты. Несомненно, вызовут интерес керамика известного приморского художника Андрея Камалова и работы гончара-любителя Виктора Квашина, который делает копии древнейшей керамики, и довольно удачно.
Обидно, что в отличие от наших ближайших восточных соседей керамическое искусство не обрело у нас статус “национального”. А ведь для этого есть все: и древнейшие традиции, и сырье - глина, фарфор, тальк, кварцевый песок, минеральные пигменты. И, наконец, талантливые мастера.
Во всем мире интерес к гончарству в последнее время вырос необычайно. Это своеобразный прорыв к природе, гармонии из нашего технократического мира, способ самовыражения. К тому же волшебная глина лечит. И не только тело, но и душу. Хотелось бы верить, что в Приморье в скором времени появятся многочисленные клубы любителей керамики, новые гончарные мастерские. И мы все сможем прикоснуться к живительному теплу вечной глины.