Прощальная гастроль артиста
Пожалуй, не найдется в России человека, особенно старшего поколения, кто бы не знал ставших поистине народными песен “Журавли” или “Русское поле”. Но мало кому известно, что композитор Ян Френкель свой самый последний в жизни официальный концерт дал весной 1989 года в Приморской краевой филармонии
На Дальнем Востоке Френкель бывал несколько раз. Первая поездка состоялась в уже далеком 1969 году. Только-только отгремели трагические события на Даманском острове. В марте по линии главного политического управления погранвойск небольшая концертная группа - Ян Френкель, поэт Игорь Шаферан и тогда еще совсем молодой исполнитель Иосиф Кобзон вместе с крупными советскими военачальниками посетили Дальнереченск.
Была творческая встреча. Специально к этой поездке Ян Френкель написал песню “Двадцатая весна”. Как всегда, его принимали тепло. Его, большого, с пышными, торчащими почти горизонтально, как у кавалериста, усами, очень любила публика. Его грудной густой голос, которым он исполнял свои такие по-домашнему родные песни, вселял какую-то необъяснимую уверенность в собственных силах, согревал душу.
К тому времени Френкель уже написал на стихи Расула Гамзатова знаменитых “Журавлей”. Это была последняя песня в исполнении Марка Бернеса. Он был при смерти, когда Френкель по его просьбе сделал эту прекрасную и в то же время печальную вещь. Известный поэт Константин Ваншенкин, кстати, ближайший друг и соавтор Френкеля, позднее вспоминал: “Марк совсем плохой. Разговаривает с нами, потом вдруг отключается, почти забывает, кто мы. Но то и дело возвращается к “Журавлям”, ему кажется, что он должен над ними еще поработать. А ведь спел - без слез невозможно слушать...”
Между первой и второй поездками в Приморье был перерыв более чем в десяток лет. И вот в сентябре 1980 года в Хабаровском и нашем краях решили провести выездной секретариат правления Союза композиторов РСФСР под лозунгом “Дни советской музыки в городах Дальнего Востока”. За год до этого события Яна Френкеля избирают секретарем Союза композиторов. Он становится правой рукой Родиона Щедрина - его первым заместителем.
Несмотря на постоянную занятость, много работает и концертирует. Во Владивостоке проходили его авторские встречи со слушателями. К этому времени, пожалуй, написаны все его самые лучшие песни: “Калина красная” (стихи народные), “Вальс расставания”, “Я спешу”, “Сколько видано”, “Ну что тебе сказать про Сахалин”, “Ветер северный”, “Погоня” на стихи Роберта Рождественского из кинофильма “Новые приключения неуловимых”, оттуда же знаменитое “Русское поле” в соавторстве с поэтессой Инной Гофф. Кстати, в картине ее поет белый офицер в исполнении прекрасного актера Владимира Ивашова. Несмотря на это, зашумели недоброжелатели, мол, как можно любить песню белогвардейца? А времена были застойные, напрочь пропитанные коммунистической идеологией. Но песня оказалась сильнее и на долгие годы приобрела статус визитной карточки Яна Френкеля.
Две большие концертные поездки выпали на последний год жизни Яна Абрамовича. В январе и феврале 1989 года гастроли проходили в Хабаровском крае. Организаторам не пришлось долго уговаривать Френкеля - он был легок на подъем и согласился сразу. Перелет из Москвы на Дальний Восток занимал несколько часов, а курить в самолетах Аэрофлота запрещалось, поэтому для заядлого курильщика Френкеля подобный длительный полет был равносилен пытке. Его единственным условием, поставленным перед устроителями гастролей, была возможность всласть подымить. Дальневосточный композитор Юрий Рабинович, возивший Френкеля с концертами, рассказывал: “Я ему твердо пообещал решить этот вопрос. При посадке в самолет я всегда шел сзади, пропуская его вперед, а стюардессам, которые смотрели на него снизу вверх из-за его большого роста, объяснял, что Френкель очень нервничает, когда ему не разрешают курить. Мне всегда отвечали: “Организуем!” И организовывали”.
А еще Ян Френкель очень любил домашний комфорт и в каждом гостиничном номере, где бы он ни останавливался, всегда по мере сил стремился воссоздать теплоту родного очага. “Был такой случай. Как-то приехали мы в гостиницу на одну ночь. На следующий день ехать дальше. Френкель разложил все свои вещи. Я захожу к нему в номер и, удивившись увиденному, спрашиваю: “Вы что, собираетесь здесь долго жить?” А он с доброй грустью в голосе говорит: “Я люблю домашний уют, а этот номер хоть на сутки, но мой дом, и здесь должно быть уютно”. Я не смог ему возразить и хоть что-нибудь на это ответить”, - вспоминал позднее Юрий Рабинович.
Кстати, свою последнюю песню Ян Френкель написал, будучи с концертом в Комсомольске-на-Амуре. Там же она впервые была исполнена и записана на телевидении. Она называется “Отчего ты плачешь”. Стихи написала постоянный соавтор композитора - Инна Гофф.
Отработав концерты в Хабаровском крае, а по программе их было 30, Френкель вернулся домой в Москву. Но долго отдыхать ему не пришлось. Всего несколько дней провел он дома на улице Готвальда, что недалеко от Белорусского вокзала, и уже весной с той же программой приехал в Приморье. Творческие встречи проходили в Арсеньеве и Чугуевке, Находке и порту Восточном, Дальнегорске и Пограничном, Артеме и Уссурийске, Шкотово и на острове Русском. И везде были аншлаги.
Иногда доходило до смешного. В одном небольшом городе у дома культуры были расклеены афиши с его именем. Казалось бы, все знали о приезде популярного композитора. Когда же подошло время выступления, зал, как ни странно, был пуст. Оказалось, что люди просто не поверили в то, что такая знаменитость приехала с концертом в их маленький, богом забытый город. Но когда увидели Френкеля собственной персоной, все ринулись к кассам, и уже через час зал был полон.
Когда Френкель был в Уссурийске с концертом, его навестил Герой Советского Союза Руслан Аушев, который командовал тогда одним из воинских соединений. Оказалось, что их связывает давняя дружба. Познакомились они еще в Москве. И с тех пор не прерывали связь. Постоянно общались. И в этот раз допоздна засиделись за накрытым столом в двухместном номере Френкеля. Разговаривали, пели песни. С почти отцовской нежностью Френкель называл серьезного мужественного полковника Русланчиком.
Последний свой официальный концерт маэстро дал 10 апреля 1989 года в краевой филармонии во Владивостоке. После выступлений в Приморье Френкель улетел домой, в Москву, а в конце апреля состоялась его поездка в США. Вернувшись, композитор тяжело заболел и уже в августе скончался в Риге. Буквально за несколько дней до этого ему было присвоено почетное звание “Народный артист СССР”.
Хоронили его в Москве. В Доме композиторов, где был установлен гроб, звучали “Журавли” в его собственном исполнении:
Настанет день,
и с журавлиной стаей
Я поплыву
в такой же сизой мгле,
Из-под небес
по-птичьи окликая
Всех вас, кого
оставил на земле.
Пожалуй, еще ни один артист не уходил из жизни под звуки своей - такой печальной и прекрасной песни.
В память о прекрасном человеке и музыканте был учрежден международный фестиваль “Утро планеты” имени Яна Френкеля. В 1996 году Союз композиторов России поддержал идею создания фестиваля. Ежегодно в день рождения маэстро, 21 ноября, в Москве вручаются премии имени Яна Френкеля в области песни и исполнительского мастерства. Даже учреждена специальная медаль для лауреатов, но, к сожалению, для ее воплощения в металле попросту не хватает денег. Ну а фестиваль уже дважды проходил в соседнем Хабаровске. Будем надеяться, что и на приморской земле еще будут звучать песни Яна Френкеля, а также музыкальные произведения в его честь.