Пить или не пить

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

На состоявшемся в администрации края под председательством первого вице-губернатора Валентина Дубинина заседании координационного совета по экологии и природопользованию при губернаторе Приморья обсуждалось два архинасущных вопроса: о ходе выполнения целевой программы “Обеспечение населения Приморского края питьевой водой” и о крайне неудовлетворительном техническом состоянии дюкера (трубопровода), подающего канализационные стоки на очистные сооружения полуострова Де-Фриза.

Было отмечено, что краевая программа водоснабжения, финансируемая в основном из федеральных источников, испытывает явный недостаток в средствах: из 98 млн. рублей выделена пока лишь незначительная часть. Вместо этого предлагается активнее использовать возможности краевого бюджета, а также привлекать инвесторов. Речь шла и о необходимости сократить до минимума потери при подаче питьевой воды “Водоканалом”. Известно, что они составляют до 40 процентов. Назрела необходимость реконструкции водоводов.

Вспомнили и о Пушкинской депрессии, о тех проблемах, которые могут возникнуть при ее разработке. Было высказано мнение о том, что необходимо все-таки развивать не поверхностные источники питьевой воды, где ее качество становится день ото дня все хуже и хуже, а подземные естественные резервуары.

Было решено рекомендовать администрации Приморья поручить доработку целевой программы по водоснабжению ее головному разработчику - Дальневосточному филиалу Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов. Необходимо выработать закон Приморского края “О питьевой воде” и внести его на рассмотрение думы в этом году. Кроме этого решено было предложить заказчику программы - комитету по архитектуре и капитальному строительству краевой администрации наряду с прочими мерами осуществлять финансирование работ по Штыковскому водозабору только после проведения государственной технической и экологической экспертиз.

Второй вопрос о плачевном состоянии дюкера, подающего канализационные стоки на очистные сооружения полуострова Де-Фриза, стоял наиболее остро и злободневно. В любой момент может случиться непоправимое, а именно - самая настоящая экологическая катастрофа, которая приведет к массовому загрязнению акватории Амурского залива.

Напомним, что для решения проблемы отведения канализационных стоков санаторно-курортной зоны были построены очистные сооружения на полуострове Де-Фриза и две магистрали дюкера, ввод в эксплуатацию которого завершился в 1980 году. Подачу нечистот изначально предполагалось осуществлять вокруг залива Углового, но из-за отсутствия средств и дефицита времени использовали другой вариант - по дну были проложены две металлические трубы диаметром 630 мм.

За время эксплуатации дюкера физический износ металла составил 80 процентов. Его левая нитка уже пришла в негодность, а функционирование правой поддерживается за счет постоянных ремонтных работ, выполняемых муниципальным унитарным производственным предприятием “Водопроводно-канализационное хозяйство” за счет собственных средств. Необходимо отметить, что за 1997-98 годы на это было израсходовано 2,5 млн. деноминированных рублей.

В прошлом году мэрия Владивостока планировала направить около семи млн. рублей на ремонт дюкера, но финансовые средства так и не были выделены. А в этом году администрация города вовсе не посчитала возможным включить в план инвестиционных намерений ремонт трубопровода через залив Угловой.

Между тем техническое состояние последней нитки дюкера остается критическим - обнаруживаются продольные трещины по 5-7 м. Осмотр вырезанных участков трубопровода показал, что толщина его стенки в нижней части не превышает 1 мм, а в верхней 5 мм вместо положенных 10 мм по всей площади.

Такое крайне неудовлетворительное техническое состояние трубопровода при непринятии срочных мер может привести к его аварии. В этом случае придется отключать от водоснабжения жилмассив от станции Чайка до поселка Трудовое. Без воды останутся институты ДВО РАН и промышленные предприятия, в частности, такие как “Пивоиндустрия Приморья”, “Кока-кола”. Кроме того, авария вызовет экологическую катастрофу, а именно - массовое загрязнение акватории Амурского залива с нанесением невосполнимого ущерба его биосфере. Будут уничтожены места отдыха населения, санаторно-курортная зона, которая включает в себя лечебные грязи Садгорода.

Учитывая всю сложность ситуации, координационный совет предложил администрации Владивостока предусмотреть в бюджете города средства, необходимые для ремонта или замены дюкера, и обратиться с просьбой к предприятиям, расположенным в зоне от 13-го километра до поселка Трудовое, о поддержке будущих работ. Известно, что власти краевого центра уже договорились с одной из американских фирм о прокладке трубопровода из современных пластмассовых материалов. Нужны 700 тысяч долларов, причем половина из них уже сейчас. Так или иначе, совет решил рекомендовать губернатору Евгению Наздратенко обратиться с просьбой о помощи в Москву, в министерство по чрезвычайным ситуациям.