Фото из личного архива народной артистки России Татьяны Данильченко
Непраздная жизнь Людмилы Чурсиной Звание народной артистки СССР Людмилы Чурсиной включает в себя аббревиатуру несуществующего ныне государства. И не напрасно: героини, сыгранные актрисой, любимы на всем пространстве бывшего Союза. Сегодня Людмила Чурсина работает в театре и с успехом гастролирует
- Людмила Алексеевна, три с половиной года назад вы привозили спектакль “Супруги Каренины”, где играли роль Анны. Сегодня зритель вас увидел в роли русской императрицы Екатерины. Два совершенно разных женских образа, какой из них вам ближе?
- Вы знаете, в каждой женщине живет и императрица, и Настасья Филипповна, и Анна Каренина. И в этом непостижимость женской души. Для меня всякий образ, если он выписан живо, если в нем есть то, что меня трогает как женщину, как личность, как даже гражданина, если хотите, близок. Екатерина именно такой образ: в нем есть и гражданская, и личностная ситуация. С одной стороны, искреннее стремление сделать богатой и счастливой Россию, с другой - огромное желание любить, быть любимой. Оно остается недостижимым, потому что двор всегда начеку. Личное счастье для императрицы невозможно. Как говорил Пушкин, на свете счастья нет, но есть покой и воля.
- А для вас что счастье?
- Из своего жизненного опыта я могу сказать, что счастье - это когда здоров, есть любимое дело, есть хорошие друзья, с которыми ты можешь говорить на одном языке.
- Когда вы репетировали пьесу, ощущали созвучие того века с нашим временем?
- И когда репетировали, и всякий раз, когда играем, видим, что пьеса созвучна со всем происходящим у нас. Мы узнаем о каких-то несметных богатствах Березовского, Черномырдина, всех прочих - пожалуйста, текст: “Сановники мои воруют, роскошь себе непомерную позволяют. Арестанты годами в тюрьмах маются...”. Это же сейчас сплошь и рядом.
- Как зритель воспринимает то, что вы заставляете размышлять, погружаете в проблемы нечастного масштаба? Ведь сегодня многие идут в театр только отдыхать, за зрелищем...
- Вы знаете, все, о чем в пьесе говорится, о желании какой-то иной жизни для народа, о желании любить - это важно. Тем более важно, что это говорится от лица исторических личностей. После Ксюши, у которой юбочка из плюша, речь Екатерины выглядит незаезженной. А сама ее личность? Это выдающийся, противоречивый, сильный человек, который пробыл 30 лет у власти, принеся много хорошего России. Во всяком случае, где бы мы ни играли, нас смотрят с удовольствием.
А потом, обращаясь к истории, мы ищем какие-то ответы на происходящее сегодня. Прошлое всегда объясняет настоящее, в чем-то даже предсказывает будущее. Мы совершили огромную несправедливость по отношению к своему прошлому. Какие бы события ни происходили в нашей истории - это наша история. Можно пересматривать, можно хотеть что-то исправить, но не уродовать, не зачеркивать. Это жизнь наших отцов, это смерть миллионов наших сограждан в годы великих строек, в годы войны... Зачеркивать это преступно и греховно. Ведь все бумерангом возвращается. Когда-то так поступят и с нами. Надо просто научиться делать выводы из ошибок.
- В ваш прошлый приезд вы были актрисой театра Красной Армии. И по сей день там?
- Да, хотя теперь его название звучит несколько по-иному - театр Российской Армии. Его много раз переименовывали: театр Советской Армии, театр СНГ... Мы живем так же непросто, как и все армии, сейчас не до нас. У нас новый режиссер Борис Морозов, который на большой сцене делает прекрасные спектакли - “Много шума из ничего”, “На дне”, “Сердце - не камень”. Сейчас репетируется “Отелло”. В общем, репертуар довольно серьезный.
- А с кино вы расстались окончательно?
- Пришли новые герои, новые режиссеры. Они молоды, снимают свою так называемую тусовку. Они более прагматичны, менее чувствительны. Наверное, так и должно быть... В свое время я снималась очень много, и у меня нет ощущения, что я как-то не состоялась.
Обычно говорят, что лучшая роль не сыграна. Ну а как же Настасья Филипповна, леди Макбет, жена Павла I Марья Федоровна, Анфиса Козырева, Олеся, Виринея, Журавушка?.. Не буду гневить бога. А если судьба распорядится, что предложат роль, сообразную моему опыту, моему знанию жизни, конечно же, я не откажусь. Хотелось бы комедийную.
- Комедийную?!
- Да-да, я ведь актриса комедийного амплуа. Правда, роль такого плана мне досталась лишь однажды, да и то эпизодическая, в “Двух билетах”. А я готова бабу-ягу на метле сыграть...
Правда, отсутствие комедии в работе восполняю тем, что дурачусь, шучу, смеюсь в жизни. Да и жить иначе было бы невозможно. Столько трагедий и несуразностей происходит. Каждый день стараюсь воспринимать как подарок.
- Вы сегодня играли роль, требующую огромных душевных затрат. Скажите, реальная жизненная ситуация актера должна соответствовать накалу роли?
- Страсти должны быть только на сцене, потому что в жизни они всегда приносят боль. Любая чрезмерность граничит всегда с уродством, даже любовь. Наши страсти приводят к тому, что мы не умеем договориться. Я сама всю жизнь боролась со своими страстями и пытаюсь следовать поговорке “Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Сегодня это актуально, тем более что жизненные ценности очень изменились.
- А ваши взгляды на то, что ценно в жизни, не изменились со временем?
- К счастью, для меня всегда были важнее любовь и понимание, благополучие близких, чем золотой телец. Мы пришли нагими в этот мир и уйдем такими же. Конечно, люди должны жить в хорошей квартире, пить, есть, одеваться. Но если все это сделать самоцелью, становится скучно и невозможно жить. Невозможно, потому что теряешь покой из-за богатства.
- Не могу удержаться от комплимента: вы прекрасно выглядите. Как вам это удается?
- Как говорил Гете, “Праздная жизнь - преждевременная старость”. А уж моя жизнь никогда не была праздной.