Что-то с памятью...
Недавние перипетии с переносом памятника адмиралу Макарову помимо всего прочего показали: не все ладно в нашем памятном хозяйстве. Во всей этой возне со снятием с постамента было что-то недостойное, оскорбительное. В нашем представлении памятник - это ведь нечто незыблемое, на века. Помните у Державина: “Ни вихрь его не сломит быстротечный, ни времени полет не сокрушит”. А тут хвать крюком крана и поволокли...
Зачем же было доводить до позорного переноса? Даже людям, далеким от этой проблемы, очевидно: устанавливать монумент в Гнилом углу было вопиющей несправедливостью по отношению к великому мореплавателю, элементарным надругательством над его памятью. Но неужели тогда, в 1967-м, не ведали, что творят?
А впрочем, что мы вообще знаем о мемориальной политике в нашем городе? Кто персонально принимает решение: кому надлежит устанавливать, а кому - нет. И на каком уровне - местном или федеральном? Почему одних уважили, а других - нет? Кто достоин монумента, а кто имени в улице, проспекте, мемориальной доске, других знаках отличия? Должны ли при этом проводиться опросы общественного мнения? Или это прерогатива некоего узкого круга? Наконец, существует ли, если можно так выразиться, мемориальная табель о рангах? А то ведь неровен час, можно и запамятовать.
Помню, как появились у нас улицы Спиридонова и Сабанеева. Решение принималось спонтанно, за закрытыми дверями, под впечатлением страшной авиакатастрофы, в которой погибли адмиралы. Спору нет, память о них должна была остаться. Но вот назвали улицы, и тут же “вылез” вопрос: почему не увековечен Николай Герасимович Кузнецов, фигура несравненно большего калибра?
Сколько раз в недалеком прошлом (да и в настоящем!) при принятии решения руководствовались сиюминутными, конъюнктурными соображениями - чего стоит хотя бы печально знаменитое появление улицы Лациса. А нередко “запись в историю” и вовсе смахивала на лотерею, и многие достойнейшие люди оказывались “незамеченными”. Просто не верится, что до сих пор в нашем городе нет памятников Фадееву и Арсеньеву. Удивительно, но, увы, это - факт...