Два волоска на лысине

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

С кем только не приходится общаться в дороге! Случаются такие встречи, что никак потом не забыть... Вот и эта тоже...

Неважно, где она произошла, в каком городе или поселке. А случилось это на одной из привокзальных площадей. Я возвращалась из командировки. Ждать автобуса пришлось долго. У ног моих лежала грязная площадь, к краю которой прилепилось несколько обшарпанных киосков, торгующих всякой заморской мутью. Здесь же продавали самопальные пирожки сомнительного вида тетки. Надеясь на улыбку фортуны, сновали какие-то пьющего вида личности.

Потом притормозил пикап, а из него стал доноситься дурманящий запах свежевыпеченного хлеба. И тут же появились два до невозможности оборванных и грязных пацана. Один подошел поближе.

- Дамочка, - сказал он, смачно втянув носом морозный воздух, - дайте на хлеб!

Я была шокирована не столько леденяще-холодным взглядом недетских глаз, не вдрызг разбитыми кроссовками, из которых торчали пальцы с траурными каймами ногтей, меня сразило это деликатное обращение - "дамочка".

Рука механически нырнула вглубь кошелька, я протянула мальчишке пятерку. Он как-то театрально расшаркался и чуть слышно прошептал: "Спасиб..."

Какая-то тетка тут же ткнула меня в бок:

- Как же! На хлеб! Ужо насбирают денег у добреньких тетенек, а потом пить пойдут.

Я стала наблюдать за мальчишками. Товарищ того, синеглазого дамского угодника, был поменьше ростом и выглядел поблагополучнее. На моих глазах они так же виртуозно облегчили карман какого-то майора, выслушали упреки от двух молодых женщин и подошли к пикапу. Купили три буханки хлеба, быстро побежали за киоск. Я потянулась за ними.

Там, за киоском, раздирая горячую еще буханку, быстро запихивали куски хлеба в грязные рты. Здесь мы и познакомились. Правда, младший оказался молчуном. Того, что постарше, звали Петькой, а кличка - Лешак. Почему Лешак? Так ласково мать его зовет. Типична история его короткой жизни. По пьяному делу утонул отец, в бегах затерялся старший брат, есть еще сестренка, но она не ходит, хотя ей четыре года. Мать не работает, тоже прикладывается к бутылке. Петька бросил школу три года назад. Все комиссии от него отступились. Милиция тоже не обращает на спившуюся семью никакого внимания - таких теперь много.

- И часто просить приходится? - спрашиваю я.

- Каждый день. Если не дают, воруем, - спокойно ответил пацан. - Не стоять же на этой проклятой площади, как двум волоскам на лысине...

Они отказались от шоколада, которым я решила подсластить их горькую жизнь.

- Лучше дайте еще на хлеб...

Подошел мой автобус. Они остались на площади. Два маленьких голодных существа.

"Два волоска на лысине..." - вспомнилось мне. А заплеванная, заваленная мусором привокзальная площадь вмещала на своей "лысине" несколько бродячих собак, продрогших пассажиров да пару стареньких "Икарусов". С каждым днем становится все больше детей, от которых отвернулась жизнь... Мне вспомнилась жестокая драка двух мальчишек, что наблюдала я прошлой осенью на городском рынке. Делили они украденный у зазевавшегося торговца арбуз. Помню розовую мякоть арбуза, сок, превращавшийся в бурую жидкость, стекавшую с немытых рук, злые глаза, отборнейший мат, неистовые тумаки за то, что один съел больше другого... А потом один из них в каком-то необузданном отчаянии схватил камень и метнул другому в голову. И к мутно-бурому соку на детских руках примешалась кровь... Мимо шли взрослые. И никто не вмешался, даже не приостановился, чтобы разнять.

- Попробуй вмешайся, - пробурчала в ответ на мой призыв пожилая женщина. - Я давеча открываю дверь на звонок - два оборванца хлеба просят. Пока я за хлебом на кухню пошла, они карманы обчистили, кроссовки утащили. Вот и подавай после этого. Погоди, подрастут они, в своем же подъезде тебя за копейку и прирежут!

...Медленно разворачиваясь, мой автобус покидал площадь. Петька, отыскав меня глазами в окошке, махнул рукой и улыбнулся самым краешком замурзанного рта.

Если просят у тебя хлеба, не положи в протянутую руку камень - сейчас всем известны библейские истины... Тогда почему же хлеб, что мы отдаем, зачастую оборачивается камнем, что стремительно летит в наши лбы?