Там, где учат не бога славить, а учат государством править
Институт менеджмента и бизнеса является одним из самых молодых структурных подразделений Дальневосточного государственного университета. Корреспондент “В” встретился с директором института профессором Алексеем Белоусовым
- Известно, что ни одно государство мира устойчиво не развивалось до тех пор, пока к управлению людьми и производством не пришли высокопрофессиональные специалисты в области экономики и управления.
- Да, это факт бесспорный. Существующая нестабильность в экономике России будет продолжаться до тех пор, пока к управлению банками, производством и вообще хозяйством не придут профессионалы. Мог ли остаться в стороне от подготовки таких специалистов старейший классический вуз? Конечно, нет. Поэтому в 1994 году был создан в ДВГУ экономический факультет, а год спустя открылся Институт менеджмента и бизнеса.
Стремительный процесс образования коммерческих, финансовых компаний, потребность в оказании необходимых для человека услуг, усложнение среды и самих организационно-производственных систем требуют подготовки специалистов, умеющих управлять персоналом, организовывать работу предприятия, выгодно торговать, устанавливать экономические отношения с зарубежными партнерами, оказывать услуги в различных сферах.
История развития цивилизации свидетельствует, что в доиндустриальную эпоху главным производственным ресурсом была мускульная сила, в индустриальную - машинная техника. В постиндустриальный период таким ресурсом становятся знания, интеллект. Мы готовим именно таких специалистов, которые были бы способны видеть нарастающие в мире изменения. Они четко должны знать и понимать: чтобы выжить в этих условиях, необходимо уметь быстро реагировать на изменения, адаптироваться в новой обстановке, иметь навыки построения адекватной картины будущего. Это возможно при условии, что будущему специалисту уже сегодня в стенах института будут прививаться необходимые качества.
Кроме того, будущие экономисты и управленцы должны сознавать, что современные знания - “скоропортящийся продукт”, их нельзя “законсервировать” и поместить, скажем, в библиотеку на хранение. Знания нужно непрерывно обновлять. Одна из задач - научить студентов самостоятельно приобретать знания в будущем.
- Но Интернет является таким хранилищем. Нельзя недооценивать его значение в обучении современного студента.
- Конечно, хранение можно организовать в Интернете. Это действительно библиотека принципиально нового типа, хранящая колоссальную информацию. Но этого уже сейчас недостаточно. Все столь стремительно изменяется на стадии постиндустриализма, что только человеческий ум способен воспроизводить вечно свежие знания, как беспрерывно цветущее растение.
Понимание интеллекта человека имеет колоссальное значение для развития будущего. Не случайно в цивилизованных странах настойчиво декларируется: “В современном мире наличие традиционно понимаемых природных ресурсов уже не имеет существенного значения для экономического развития стран. Только один природный ресурс играет определяющую роль - это человеческий интеллект”.
Для того чтобы приумножить этот ресурс, необходим принципиально иной подход к образованию. Нам еще предстоит подняться до такого уровня понимания. Следует отдать должное губернатору Евгению Наздратенко, который своевременно понял, что интеллект играет огромную роль в развитии края, страны и вкладывает деньги в обучение золотых медалистов. Он является инициатором ежегодного проведения региональной программы “Интеллект” в детском оздоровительном центре “Океан”. Также поддерживает и науку в крае. Многие ученые края свои разработки проводят на губернаторские гранты.
- Алексей Арсентьевич, какие специальности получают студенты?
- Студенты учатся на трех факультетах: экономическом, российско-американском, на факультете менеджмента и бизнеса - по 7 специальностям: финансы и кредит, мировая экономика, менеджмент, маркетинг, социально-культурный сервис и туризм, домоведение, информационные системы в экономике. Кроме профессорско-преподавательского состава института читают лекции, проводят семинары специалисты, имеющие большой практический опыт, ученые и педагоги других вузов России, а также и из-за рубежа. Любые инновации в области управления оперативно вводятся в институте.
На российско-американском факультете студенты получают два диплома о высшем образовании: американского (бакалавр менеджмента и бизнеса) и российского (по специальности “Мировая экономика” с квалификацией “Экономист со знанием английского языка”). Характерной особенностью для института является и то, что он ведет подготовку по просьбе глав администраций районов Приморского края по очно-заочной форме обучения в городах Партизанске, Арсеньеве, Спасске-Дальнем и с. Михайловка по специальностям и специализациям направления деятельности института. Главы администрации помогают нам, а мы готовим для них специалистов по новейшим методикам на таком же уровне, как и во Владивостоке. Мы оборудовали и обеспечили кабинеты современными компьютерами, учебно-методической литературой, мебелью, электронными учебниками и курсами, обучающими программами.
Мы устанавливаем добрые взаимоотношения с руководителями районных предприятий и организаций, где студенты и слушатели института проходят практику и куда после выпуска они пойдут работать. Все это и вселяет надежду на дальнейшее развитие учебных пунктов, на увеличение подготовленных современных специалистов, так необходимых хозяйствам районов, и самое главное, что это все, бесспорно, будет благодатно влиять на повышение производительности, улучшение управления хозяйствами и на гармоничное развитие общества в целом.
- А в чем, по-вашему, заключается гармоничное развитие общества?
- К сожалению, в современной практической жизни проводится мысль: главное в жизни государства - правильное управление экономикой. Но надо же понимать, что в реальной жизни нет такой отдельной сущности, которая может быть названа экономикой и которой можно управлять отдельно от всего остального так, как, например, отдельным самолетом или отдельным кораблем. Вот почему для подготовки будущих управленцев и экономистов нужен огромный потенциал педагогов всего университета: по социологии, политологии, культурологии, философии. Будущий экономист, управленец должен быть сам подготовлен во всех областях на высоком уровне, а не только по специальности, что само собой разумеется.
Другая сторона гармоничного развития общества - это его образование. Образованные люди способны вывести Россию из кризиса. Все цивилизованные страны с этого и начинали. Возьмем, к примеру, наших соседей: Японию, Южную Корею, Америку. Посмотрите, какими гигантскими темпами сегодня развивается Тайвань. Потому что в основу собственности государства они положили интеллект.
Высокоразвитые страны твердой походкой сегодня вступают в новую стадию, и это уже не капитализм, это постиндустриальное общество. Категории “капитализм” и “социализм” сегодня уже недостаточны для описания и тем более понимания этого нового качества. Как писал в своей работе “Динамика капитализма” Бродель, капитализм “не распространяется на всю экономику, на все занятое трудом общество; он никогда не заключает ни того, ни другого в свою, как утверждают, замкнутую и совершенную систему”. Возвращаясь к России, приходится сделать вывод, что ориентация экономических реформ на “строительство капитализма” была ошибочной. Такой курс повлек за собой, в частности, разрушение тех элементов прежней системы, которые следовало сохранять и использовать.
Перед Россией должна стоять другая задача - создание смешанного общества с рыночной экономикой, развивающейся в русле демократического общественно-политического устройства. Гармоничное соединение опытов развития двух формаций и разумное сопряжение государственного и рыночного укладов при определении дальнейшего пути развития страны должно позволить России выйти из духовного и социального кризиса. Вот на эти стороны мы и ориентируем своих студентов, из которых, мы надеемся, в перспективе вырастут хорошие экономисты и управленцы. Русская пословица гласит: “Учись не бога славить, а учись государством править”.
Я так подробно излагаю свою точку зрения потому, что не хочется, чтобы наши выпускники пустились в ростовщичество, добычу легких быстрых денег, занятия куплей-продажей. Это чуть ли не насильно культивируется сейчас в России под единым лозунгом “Обогащайтесь!”, разрушая страну и развращая молодежь. А ведь государство - это форма существования человеческой культуры, понимаемой предельно широко как специфический способ бытия. При этом забывается, что в основе государства как формы и единственного на сегодняшний день способа существования человеческой культуры лежат нравы общества, его нравственность, которая, в свою очередь, есть продукт духовной жизни общества. Надо знать и понимать, что культурное растение отличается от сорняка тем, что само не растет, его надо культивировать. И стоит лишь на время ослабить усилия по культивированию уже накопленного предыдущими поколениями, ослабить трансляцию культуры на новое поколение - культура начинает умирать, деградировать, а культурное поле - бурно зарастать сорняками.
Мы внушаем студентам, что деньги - вещь неплохая, но за ними должны стоять труд, учеба, талант. Может быть, и банально выглядят эти размышления, но они необходимы в системе подготовки и воспитания будущего управленца, экономиста.
- При подготовке будущего специалиста с такими качествами должен действовать принцип: мудрец ведет беседу с мудрецом. То есть не только педагоги должны быть высококвалифицированными, но и студенты должны быть с достаточно высоким интеллектом.
- Безусловно. Давайте посмотрим, кто поступил учиться и кого мы учим в Институте менеджмента и бизнеса? На всех курсах института учатся 204 студента, из них 125 - окончившие школу с золотой медалью, 26 человек одержали победы в различных олимпиадах города и края, более 130 поступили в институт только с отличными оценками, более 220 - на один балл ниже. Ежегодный конкурс в институт, в зависимости от специальностей, составляет от 3 до 12 человек на место.
Что касается педагогического коллектива, в настоящее время в Институте менеджмента и бизнеса постоянно работают 19 профессоров и докторов наук, 28 доцентов и кандидатов наук. Многие педагоги института прошли стажировку за рубежом. Нами активно используется система Интернет, центр которой на Дальнем Востоке размещен в здании института. Студенты проходят практику на ведущих предприятиях города, края и за рубежом. В целом есть достаточно хорошие возможности, чтобы подготовить высокопрофессионального специалиста.