КУДА КАТИТСЯ ДЕТСТВО

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Вопрос на засыпку: какой будет российская школа в третьем тысячелетии? Ну школяры, конечно, нафантазировали с три короба - см. ниже. Характерны рисунки ребят - не просто полуфантастические здания, полные технических совершенств, но и обязательно утопающие в зелени, окруженные садами, стадионами, фонтанами. Какая тяга к красоте! Педагоги - народ более сдержанный, по возрасту мудрый, они считают, что надо зрить в корень и внешние детали не главное. Вопрос вопросов: чему учить? Как учить? Кого должна выпустить школа?

Этой глобальной проблеме, да и десятку других, более мелких, и была посвящена краевая научно-практическая конференция “Приморская школа на пороге третьего тысячелетия”, проходившая во Владивостоке и приуроченная к 60-летию Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Признаться, меня тоже слегка понесло в сторону школяров: ну конечно, школа уже ближайшего завтра должна плотненько утолкать в головы наших детей побольше информации: языков - три, нет, лучше четыре! Информатику, экономику, географию, биологию и экологию, граждановедение и ОБЖ...

Дудки! Все так - да не так. Суть - не в закидывании огромного количества сведений, а совсем в другом. В чем? Об этом - беседа с участником конференции, доктором педагогических наук, профессором Хабаровского государственного педагогического университета Лидией КУЛИКОВОЙ.

- Думаете, мы живем в обычное время? Отнюдь. Бывают моменты в истории, когда сразу тысячи людей вдруг начинают понимать, что идем не туда, это тупик. Сейчас наступил один из таких, если хотите, глобальных моментов, когда человечество вообще и школа в частности оказались в точке ветвления, выбора: мы, сегодняшние люди, должны окончательно определить вектор, по которому пойдет развитие мира. Если это будет мир человека, которому дана радость жизни, а сущность “гомо сапиенс” сможет расцветать, то должно быть соответствующее образование.

Есть и второй вектор: технизация, и тогда мы получим сухого человека, безусловно, даже более обученного, потому что технологичнее будем учить. Но наряду со знаниями по законам спонтанности и внутреннего развития в нем обязательно будет формироваться гиперуверенность в своей победоносности, в своем праве владеть всем, покорять мир. Мы вырастим человека, который тонкости других судеб, нюансы переживаний вообще замечать не будет, он будет перешагивать через такие проблемы.

Шанс выжить человечеству даст только первый путь. Гуманизация, очеловечивание жизни и образования, потребность не покорять, а гармонично вписаться в природу - к этому приходят сейчас лучшие умы на земле. И в российском образовании тоже.

Понимаете, школа должна не просто дать набор научных фактов и знаний - она должна душу пробудить, научить доброте и состраданию, ответственности за этот мир. Знаете, есть такие учителя, обладающие технологиями обучения, которые на уроке словно кастаньетами пощелкивают: блещут методикой, сыплют фактами. Таких учителей всегда награждали, выдвигали на конкурсы, ставили в пример. А были и есть тихие учителя, они кроме параграфа успевают душу детскую взволновать, в глаза ребячьи заглянуть и сказать нечто главное - о сути жизни среди людей, о любви, сострадании и радости. И если откликнется ребенок на призыв моей учительской души - стать лучше! (неважно, диктую ли я диктант или закон Ома объясняю), - значит все остальное будет хорошо. Мне кажется, настает время такой вот тихой педагогики. И школа 3-го тысячелетия - школа душевной связи, школа отношения.

Идеи эти уже явственно витают - но не все так просто. Только мы провозгласим: принять ребенка, любить его, поверить ему - нам из министерства: проверять, контролировать, зажимать. Только мы о главном принципе образования - саморазвитии, взаимопонимании и ненасилии - нам оттуда же: аттестация, стандарты...

- Лидия Николаевна, все это - очень красивые и добрые идеи, но не впадет ли школа, веря в гуманизацию образования, в некий абстрактный идеализм, не выпустит ли человека, не приспособленного к жизни?

- Знаете, как назывался доклад специальной комиссии по образованию ЮНЕСКО: “Образование: необходимая утопия”. Это не случайно. Если в высших целях будет только ориентация на достижения, на победу - образование будет жестким. И человек будет жестким. Но человечеству необходима эта утопия как путеводная звезда - высокая цель любви человека к себе и к окружающему миру. И тогда образование будет, конечно, разным, и школы будут разными - но гуманизация останется как лучшая из всех идей, освещающая все остальное.

- Скажите, к таким идеям очеловечивания образования пришли только российские педагоги и ученые?

- Этот феномен, когда хотели от образования высококультурных людей, а получили целое поколение высокоагрессивных, жестоких и психически неуравновешенных личностей, замечен мыслителями всего мира. И самые лучшие умы давно, даже еще раньше, чем мы, забили тревогу.

В России эти идеи восходят к философии Серебряного века. Николай Бердяев писал: “Человек - задача общества, но личность - задача самого человека”. Возвышение, восхождение к себе лучшему - главная идея всей русской философии. А в мировой философии это, скажем, имя Мартина Хайдеггера, который писал: образование, устремленное к формированию человека как вычисляющего и калькулирующего, живущего в культуре полезности, - это самая большая беда мира. Человек может жить и развиваться только в культуре достоинства, осмысляющего мышления, духотворящего, а не потребляющего.

- Тем временем число уроков литературы в школе резко сократилось...

- Это не просто недосмотр - это злая ошибка! Уже опубликовано письмо мастеров культуры в Государственную думу и министерство образования с требованием: господа, одумайтесь, изъять ядро и смысл образования, душу его - гуманизацию! Хорошей может быть только школа, где основной идеей становятся искусство, литература, история, другие гуманитарные науки, а предметы естественнонаучного цикла - лишь средством для очеловечивания человека.

- Извините, но выпускнику жизненно необходимы экономика и физика, компьютер и математика. Особенно трезво это осознают родители.

- А кто сказал, что все это будет изъято? Я и сама работаю только на компьютере... Речь о балансе. Не вина родителей, а беда, что сейчас в обществе востребованы люди с технократическим уклоном. Но не зря ведь природа сохранила 4 вида темперамента, а не только сангвиников и холериков. Человечеству нужны все и всякие люди. Кроме того, ведь и компьютерные классы могут быть большим благом, если там работают учителя с гуманитарным мышлением. Будучи по образованию технарями, они по сути человеческой тонкие люди. Так что если министерство оставит все как есть - с технократическим перевесом, умные учителя, вопреки всему, удвоят факультативную, кружковую работу, научатся математику преподавать как гуманитарную дисциплину, обращаясь к человеческому содержанию науки. А иначе - разрушение человека.

- Посмотрите, но школа будущего и в мечтах ребят - некий технически совершенный мир...

- С одной стороны, это - результат нашей бедности, ученики просто недоиграли в умную технику, им хочется комфортной среды. С другой - это сигнал опасности: осторожно, технократичность подавляет, ребята хотят видеть мир у своих ног. Так значит, надо очаровывать детей другими сторонами мира! И мы вновь возвращаемся к литературе и другим искусствам. Будет ориентация на саморазвитие, на превалирование духовной самоценности над моей технической оснащенностью - и тогда все станет на свои места. Душа - хозяин моей жизни, а не знания, опыт или компьютер...