Теплей человеку в суровом краю оттого, что где-то на свете есть добрая школа его...
"С 1 августа 1959 года я, Помалин Петр Иванович, вступаю в должность директора шкотовской школы-интерната № 8" - с этой записи в книге приказов начинается история школы, единственной в районе подобного профиля. Проработав 3 года как общеобразовательная, 3 сентября 1962 года школа была реорганизована во вспомогательную - назрела необходимость пристроить и обучать ребятишек с отклонениями в умственном развитии.
Шкотовской коррекционной школе-интернату исполняется 40 лет.С этого же времени коллектив школы возглавил инициативный, молодой педагог Василий Михайлов. Традиция отмечать день рождения школы в конце марта пошла с памятного приказа от 20 февраля 1961 года, в котором отмечалась дата торжества - 19 марта.
40 лет - это много или мало? Для человека, вероятно, в 40 лет еще рано подводить итоги. Для школы же это уже возраст, если представить, сколько за эти годы ребят вышло из ее стен в большую жизнь. Для педагогов, многие из которых трудятся здесь уже около трех десятилетий, - целая эпоха. Судьба родной школы неразрывно связана с их судьбами тонкими, но неразрывными нитями памяти.
Понимаешь, мама, я - Учитель!С первых дней создания школы до ухода на пенсию работала в интернате Евдокия Ильинична Шацкая. По ее примеру и пришла сюда в феврале 1967 года 18-летняя Тамара Шацкая. Нетрудно представить, как встретили хрупкую девчушку с бантиками ("Я долгое время с бантами ходила", - смеется Тамара Петровна) великовозрастные школьники. В то время были среди учеников школы и 16-, и 18-, и даже 22-летние "детки". Все было: и слезы в подушку, и взаимная настороженность, и недоверие. Однако сила воли и терпение юного воспитателя дали положительные всходы - лед был растоплен, обретена почва под ногами. После заочного обучения в пединституте Тамара Шацкая продолжила работу с больными ребятишками. 22 февраля исполнилось 32 года, как Тамара Петровна Вильке работает во вспомогательной школе.
Своя интересная и трудная история есть у каждого педагога интерната. Коллектив - самая большая ценность шкотовского интерната. Люди здесь работают неслучайные - стаж большинства давно перешагнул 25-летний рубеж. По-другому и быть не может: работать с больными детьми, многие из которых не знают домашнего тепла, заботы и ласки родных, по сути дела заменяя мальчишкам и девчонкам родителей, может не каждый. Здесь нужно не только огромное терпение, профессионализм педагога, психолога. Здесь не обойтись без того потенциала любви и нежности, которым обладает материнское сердце. Именно так, по-матерински тепло, вспоминают педагоги о своих учениках, о годах работы в стенах школы.
Страна эта в сердце всегда...Корреспонденту "В" рассказывают старейшие работники шкотовской школы-интерната Роза Быканова, Нина Папкова и Тамара Вильке:
"Жизнь в нашей школе хотя и отличается от других, но не стоит на месте. Каждый учитель, воспитатель старается делать все для того, чтобы наши дети не отставали от жизни, умели нормально общаться с окружающими вне школы, учились держаться свободно, раскованно.
Этому с первых дней служила школьная самодеятельность, в которой принимали участие и взрослые, и учащиеся. Мы организовывали концерты, выставки детских работ для жителей Шкотово, выезжали в сельские дома культуры. Часто премией за успешную учебу для наших ребят были поездки на экскурсии во Владивосток, Ботанический сад. К сожалению, с тех пор остались лишь кипа старых фотографий и светлые воспоминания. Нет бензина для школьного автобуса, подаренного Детским фондом. Сегодня мы стараемся проводить больше познавательных и развлекательных мероприятий для школьников, но проходят они в стенах школы. Поддерживали связь с общеобразовательной школой. Одно время старшеклассники средней школы № 1 брали шефство над нашими классами. Это хорошее содружество тоже кануло в Лету.
Мы всегда жили одной дружной семьей. Основной закон в школе: "Работают дети - работает учитель". Физический труд играет очень важную роль в воспитании таких ребят, с какими нам приходится работать. Для них умение трудиться, обрабатывать себя - чуть ли не единственная возможность адаптироваться во взрослой жизни.
Наши ребята с удовольствием работали в пришкольном лагере, выращивали овощи. Помимо воспитательного процесса отсюда вытекала материальная польза - у нас не было проблем с картофелем, капустой, свеклой, морковью. К сожалению, прошли и эти времена. Сегодня руководство школы решает вопрос о выделении для школы земельного участка, чтобы мы могли для себя выращивать овощи. Для нас сейчас очень остро стоит вопрос питания".
Сейчас всем трудно. И все же обездоленным детям вызвались помочь те, кто едва-едва сводит концы с концами (Шкотовский авторемонтный завод, древлеправославная община из Суходола), и наотрез отказались сотрудничать фирмы, которые в силу своей безбедности на слуху у всего района. Воистину - сытый голодного не разумеет. Позволю себе напомнить некоторым господам, что от появления детей с отклонением в развитии, к сожалению, не застрахована ни одна семья. И в общих интересах не дать погибнуть единственному учреждению, в котором больной ребенок может получить образование и адаптироваться к окружающему его миру.
"Из опыта работы знаем, что наши дети чаще всего трудолюбивы и сердобольны, - продолжают педагоги, - они любят ухаживать за животными. В свое время при школе была небольшая свиноферма, конюшня. Лошадь, кстати, долгое время была единственным и незаменимым видом транспорта в интернате. Позже на смену ей пришел автомобиль, появился собственный автобус. Нужно отдать должное бессменному школьному водителю Василию Прокопьевичу Фомичеву, умелыми руками которого эта техника долгое время содержалась в порядке. Его уход на заслуженный отдых совпал с 40-летним юбилеем школы.
Мы всегда старались найти для своих детей настоящее дело. Долгое время школа заключала договоры с совхозом "Шкотовский" на доращивание телят. Под руководством воспитателей Галины Сикора и Александры Фомичевой бригада юных животноводов трудилась не покладая рук. Рано утром, еще до собственного завтрака, ребятня бежала на ферму к своим телятам. Во главе бригады был настоящий ас своего дела - наш ученик Вадик Понаморенко, впоследствии неоднократный призер районных и краевых конкурсов дояров.
А какая у нас была сильная и ловкая команда юных пожарных! Один год в районе среди всех общеобразовательных школ первое место заняли. И сапожник в школе был свой, который латал детскую обувь, так мальчишки к нему всех возрастов сбегались - он их учил сапожному мастерству. Если с одеждой мало-мальски перебиваемся при помощи гуманитарки, то с обувью - беда. Многие дети практически разуты".
Было... К сожалению, это слово очень часто звучало в разговоре. Сегодня шкотовский интернат переживает не лучшие времена. Крохи финансирования не позволяют обновить постельные принадлежности, которые в крайне ветхом состоянии, оборудовать должным образом мастерские, кабинеты, кормить больных детей хотя бы досыта, не говоря уж о разнообразии. Педагоги и воспитатели, работающие с подобным контингентом учащихся, видят зарплату от случая, весьма редкого, к случаю.
И все-таки их любовью, их заботами теплится жизнь в этом богоугодном заведении. В доброте и уюте умственно отсталые ребятишки постигают азы грамоты. И многие из поколений выпускников нашли свою верную дорогу в жизни: окончили училища, нашли работу, обустроили семьи и часто навещают родную школу, дорогих сердцу учителей. Вглядываются учителя в старые фотографии, светлеют их лица: "Это Андрюшка Суменков, таксистом работал, а это Светочка Волковская - хорошая из нее мама и жена получилась, да еще и шить мастерица, а Володя Шаповалов скоро в школу поваром на практику придет!"
И сколько их в памяти учительской - Андрюш, Людмил, Светочек, которые не подвели, оправдали надежды. Ради них, своих учеников, стараются педагоги шкотовской школы-интерната выжить в нелегких рыночных условиях, стараются социально защитить, максимально подготовить к жизни вне школы. Судьба обидела этих детей, общество старательно отворачивается от их проблем. Хватит ли сил и мужества педагогам противостоять натиску возникших проблем? Хочется верить.