Нарисовала стук колес
В кабинете профессора Пилипенко нет ни одной ее картины. “Стыдно без рамок вешать, - говорит она, - а приличная рамка сейчас около 500 рублей стоит”. Удивительная все же у нас страна - известный ученый собственные картины “одеть” не может, не то что, как коллеги за рубежом, шедевры мастеров приобретать.
Вряд ли преувеличу, если скажу, что за здоровье Алины Петровны молятся тысячи жителей Приморья. Она - хирург. И хирург от бога. За 45 лет, проведенных у операционного стола, не раз возвращала людям в прямом смысле жизнь, не просто здоровье. Но так как хирург она детский, многие и не подозревают, кому обязаны счастьем жить. “По радио часто выступает женщина, которую я оперировала, когда ей было 17 часов от роду, - рассказывает Алина Петровна. - Может, она и не знает, что без медицинской помощи была бы обречена на 100 процентов”. А 14-летнего стройного мальчишку, с которым профессор иногда встречается, она вытащила с того света после тяжелейшей травмы. Вот эти радостные эмоции, перекрывающие все плохое, что неизбежно в работе такого специалиста, и приносят ни с чем не сравнимое счастье. “Плохое встречается редко, а хорошего значительно больше”. Однако редкие неудачи воспринимает она так мучительно, что заработала уже три инфаркта и всеми силами старалась отговорить сына идти по ее стопам, опасаясь за его здоровье. Но при такой маме кем еще мог стать Владимир Шапкин, как не детским хирургом и профессором? Вот уже и кафедру Алина Петровна в его надежные руки передала: “Володя пошел дальше меня, делает операции, на которые я не отваживалась”.
В конце 60-х Алину Пилипенко до 10 раз за ночь могли позвать на помощь молодые хирурги. Она чуть ли не жила на работе, организовав в 67-м году первое в Приморье отделение детской хирургии и начав обучать специалистов этому непростому делу. Но даже очень талантливый, очень опытный врач иногда бывает бессилен. Бывает не в состоянии помочь самым родным, самым любимым...
Не раз доводилось слышать - в горе спасает работа. Но, наверное, и увлечения. Бог нередко дарит человеку сразу несколько талантов. Вот и Алине Петровне даровано счастье не только спасать людей, но и видеть мир глазами художника и воплощать увиденное на полотне. Начало ее акварельных опытов относится к тому времени, когда готовила к печати свою первую монографию. Сколько ни объясняла художнику, очень талантливому человеку, тонкости анатомии, добиться достоверности он не мог. Тогда и взялась за кисть сама: операционная рана, соединение сосудов... В общем, книга вышла с ее иллюстрациями, но без указания имени художника. Естественно, ведь в противном случае автору пришлось бы гонорар выплатить. Так бы, наверное, и оформляла Алина Петровна лишь свои научные труды, если бы не случайная встреча.
Дикий пляж на Эгершельде был облюбован давно. В тот пасмурный день отправились хотя бы искупаться и немного отдохнуть на свежем воздухе. Она подошла к художнику, расположившемуся у кромки воды. “Хотите попробовать?” - спросил он. Через полчаса на картонке свинцовое небо смотрелось в серое зеркало воды, а за тучами угадывался солнечный луч. “Неправда, - сказал художник. - Это не первый ваш опыт”.
Как же ей хотелось рисовать! Однажды на скучной лекции изобразила стук колес. “У меня все звуки имеют форму. А имена вижу в красках, как и человека. Почти нет слов красных, оранжевых, желтых. Вот Аня сидит - она белого цвета, в конце лишь немного стального”. Времени для занятий живописью практически не было. Лишь в воображении рисовались будущие картины. Родятся ли они когда-нибудь? Все эти восходы и закаты на островах, удивительные приморские пейзажи.
Когда-то на наши маленькие острова можно было выезжать без опаски. Пятеро-шестеро детей, свои и чужие, во главе с Алиной Петровной разбивали палатки в каком-нибудь укромном месте и наслаждались отдыхом на природе. Муж приезжал лишь на выходные, но делал эти дни по-настоящему незабываемыми. Это был удивительный человек, с необыкновенным чувством юмора. Даже сын Алины Петровны, уже подросток, быстро стал называть его папой. Годы, прожитые вместе, она считает подарком судьбы.
Надежда, что когда-нибудь найдется время для серьезных занятий живописью, не оставляла. Потихоньку изучала историю живописи, купила энциклопедию. До сих пор не знает, как правильно смешивать краски. Первые уроки взяла у соседа, рисовавшего лебедей для продажи на базаре. Потом прочитала, что и знаменитый Куинджи, будучи самоучкой, многих тонкостей не знал. Недаром его изумленные современники хотели оставить для потомков детальное описание полотен художника - понимали, что та же “Лунная ночь на Днепре” со временем поблекнет из-за неправильного смешения красок. Алина Петровна только недавно вычитала, что, к примеру, желтый кадмий нельзя смешивать с ультрамарином. Потускнеет. Тонкости, о которых хорошо осведомлены даже студенты художественных училищ, она чаще всего постигает путем проб и ошибок.
Наступает время, когда женщины уже не боятся говорить о своем возрасте. Может быть, это те, кто сохранил молодую энергию, блеск в глазах и интерес ко всему происходящему. В таком случае и пококетничать можно - мне на самом деле уже... Вот и Алина Петровна с легкой улыбкой говорит: “В прошлом году, когда мне исполнилось 69, дети подарили краски и кисти”. Близкие всегда хотели, чтобы она писала, понимали, что это еще один ее талант. А тут и время появилось - передав дело своей жизни сыну, стала работать на полставки. После обеда, когда освещение особенно выгодное, она садится за мольберт. Пишет уже масляными красками. Большинство из 34 картин, созданных ею, нашли свой дом у друзей. Так приятно дарить радость. На всех полотнах Алины Петровны присутствует море, вернее, оно живет на них своей жизнью. И пусть иногда небо закрыто тучами, все равно чувствуется, что солнце рядом. Надежда не должна покидать.
Но природа не ограничилась тем, что подарила этой удивительной женщине два таланта. Она еще и непревзойденный кулинар. Готова не просто накормить, но и поразить необычными блюдами сколько угодно гостей. Друзья, наверное, недаром советуют ей начать вести в какой-нибудь газете раздел “Рецепты старой бабушки” - удивит она многих. Вот только слово “старой” я бы из рубрики убрала. Есть здесь какое-то несоответствие.
Недавно Алина Петровна попробовала писать мемуары. Даже название придумала - “Записки детского хирурга”. Ну почему это занятие показалось ей скучным?!