Пока есть флот, будут и матросы!
Владивостокской мореходной школе исполнилось 55 лет
- Вопросы есть? - интересуется, закончив объяснять, мастер производственного обучения Иван Кузин.
- А как же!
- Как всегда, - улыбается Иван Иванович. - Ну, давайте, как говорится, в порядке очереди. Курсант Урсаки, слушаю...
Мореходка хоть и называется школой, но от средней школы, как сразу заметили корреспонденты “В”, отличается сильно. В школе, где все мы учились, многие ждали конца урока как манны небесной и с первым звуком звонка срывались с места, подобно бегунам на старте.
В школе мореходной таких торопыг не увидишь, здесь учатся парни серьезные - выслушав урок, стараются уяснить все до последней мелочи, задают преподавателям и мастерам вопросы один за другим. Потому что вслед за этим занятием будет практическое, и там, если сейчас не понял, ничего у тебя не получится. А не выйдет теперь, на берегу, - как знать, вдруг да в море именно “последняя мелочь” окажется решающей?
- Море, как известно, ошибок не прощает. Это истина старая, но это действительно истина, - говорит курсант Сергей Урсаки. - Ведь море по сравнению с землей всегда будет местом повышенного риска. Значит, я должен так освоить специальность, чтобы ни в коем случае не подвести экипаж.
Впрочем, специальностей у Сергея сразу 3: “моторист 1 класса - матрос 1 класса - токарь”, потому что мореходная школа дает “совмещенные” профессии. По словам Сергея, ему сызмальства по душе техника, но и занятия по такелажному делу и другим матросским премудростям его увлекли всерьез.
Корреспонденты “В” разговорились с этим парнем и его друзьями, побывав у них в классе. Запомнились любознательность, дотошность Сергея и его необычная фамилия.
- Урсаки - неужели это от латинского слова “урс”, то есть волк? - спросили мы.
Сергей расхохотался:
- Почти! От коми-пермяцкого слова “урсак”, то есть медведь.
Оказалось, что Сергей приехал учиться во владивостокскую моршколу издалека - из города Кизел, что в Пермской области. Может, оттого так далеко от родины уехал, что там негде получить специальность и устроиться на работу?
- А вы считаете, что морской романтики больше не существует? - вопросом на вопрос ответил курсант Урсаки.
Существует, конечно. В этом уверены все, с кем познакомились в мореходке корреспонденты “В”. Владивостокцев среди курсантов меньше, чем приезжих. Не только дальневосточники, но и парни из центральной России едут сюда, влекомые тягой к морю и желанием работать на флоте. Скажем, Николай Сергин прибыл из Йошкар-Олы, причем Николай - не первый представитель народности мари, кто учится в мореходной школе.
Александр Вакулин в свободные часы с удовольствием показывает товарищам по учебной группе Владивосток. Саша - местный, здесь учился в 50-й школе, служил на Тихоокеанском флоте. Значит, знает, что флот гражданский переживает нынче не лучшие времена, что моряку бывает нелегко устроиться на “белый пароход” и пойти в хороший рейс?
- Знаю, естественно, - подтверждает Александр, - да и приезжие ребята тоже знали, когда собирались сюда - парни-то грамотные, газеты читают, телевизор смотрят. И все равно нам хочется работать не где-нибудь на суше, даже при большой зарплате, а именно в море.
Наверное, о том же мечтали и 200 самых первых курсантов, которые сели за парты Владивостокской мореходной школы ровно 55 лет назад, в такой же морозный февральский день. К слову, называлось тогда это учебное заведение школой морского обучения - сокращенно ШМО, что владивостокцы сразу “переименовали” в “шмоньку”.
В то время - еще шла война - на гражданском флоте в экипажах ощущалась постоянная нехватка кочегаров, матросов, машинистов. И в конце 1943 года постановлением государственного комитета обороны о необходимости организовать подготовку рядовых кадров для морского флота была создана во Владивостоке школа морского обучения № 7 (до этого в стране было таких 6). Разместить ее местная власть решила на Первой Речке, в здании бывшей пуговичной фабрики. Дом этот стоял без окон и дверей, внутри тоже ничего не было.
Первым утром нового 1944 года туда пришли назначенный директором школы Г. Рыженко и завуч В. Григоров, и уже назавтра приводить здание в порядок стали мастера производственного обучения П. Ратушный, И. Финенко, Б. Крамской, будущие курсанты.
- Работали, как сумасшедшие, - вспоминает мастер Иван Кузин (да-да, Иван Иванович трудится в школе с первого и по сегодняшний день! - С. Ж.), - и уже в феврале сумели начать занятия, а через 2 с половиной месяца состоялся первый, ускоренный выпуск матросов и кочегаров. Потом подготовили мотористов, электриков, машинистов и радиотелеграфистов. Выпускали сначала 150 специалистов в год, а с 1948 года по 300.
- Что интересно, - усмехается Иван Иванович, - прикиньте: полвека прошло, как наша ШМО управлением трудовых резервов (в его ведении были ФЗО - школы фабрично-заводского обучения) была передана Дальневосточному морскому пароходству и получила название Владивостокская мореходная школа, а старожилы города до сих пор “шмонькой” кличут.
Кличут-то ласково, с любовью. Помнят, сколько народу - 20 тысяч! - через эту школу прошло, получив надежные морские профессии. Еще в начале 60-х ВМШ “выросла” из ставшего тесным здания пуговичной фабрики, и на берегу Амурского залива, на мысе Чумака, был построен для мореходки целый городок: учебный корпус, общежития, производственные мастерские, водная станция, столовая, спортивные площадки. В мореходку отродясь приходили, что называется, голыми и босыми: отслужив срочную, парни стучались в эти двери, и здесь им предоставляли жилье, выдавали форму, кормили, а самое главное - учили. Обучали специальностям, с которыми в Приморье не пропадешь.
Сегодняшние профессии выпускников ВМШ тоже не пустяковые: “электрик 1 класса - моторист 1 класса - матрос 1 класса”, “моторист 1 класса - матрос 1 класса - электрогазосварщик”. Ну а за качество здешнего обучения могут поручиться завуч Игорь Дворянкин, Александр Рыбчак, Валерий Мотор, Юрий Горбунов, Александр Никонов, Владимир Подошвелев и другие опытнейшие преподаватели и мастера. Тут многие награждены орденами и медалями, а 15 сотрудников школы носят звание “Почетный работник морского флота”.
Все бы хорошо, и тем не менее тот же ветеран ВМШ Иван Кузин только руками разводит:
- Другое настало время, что поделаешь?!
С гордостью рассказывает Иван Иванович, что лет 15 назад владивостокская школа по всем показателям опережала 15 подобных школ бывшего министерства морского флота бывшего Союза советских социалистических республик. И с горечью добавляет:
- А сейчас в стране наша школа осталась единственной, и курсантов в ней намного убавилось.
Верно, многое изменилось в нашей державе, традиционно считавшейся морской. Повсеместно разорен флот, захирели пароходства. И все же Дальневосточное-то, скажем так, держится на плаву, держит марку крупнейшей судоходной компании страны. А следовательно, и впредь будут нужны теплоходам, чей порт приписки Владивосток, умелые и ловкие матросы, технически грамотные мотористы и сварщики.
- Подготовленные нами кадры будут востребованы, - надеется возглавляющий ВМШ Сергей Максимов. Сергей Михайлович работает в школе уже 21-й год, из них 12 - начальником. Пережил немало, но оптимизма не потерял:
- Понятно, что при нынешних условиях финансировать школу, как прежде, пароходство не в силах, но по мере возможности оно нам помогает, а квалификацию наших выпускников ценит.
Сергей Михайлович верит, что у его лучших выпускников проблем с трудоустройством не будет - как не было, например, у руководителей АО “ДВМП” Ивана Колиниченко, Станислава Лусты, капитана Виктора Трубкина, тоже окончивших в свое время Владивостокскую мореходную школу. Традиции-то сохраняются. Лишь одна утрачена - не на что теперь ее сохранять:
- Наша школа была самым демократичным морским учебным заведением, курсанты находились на полном государственном обеспечении. Сейчас мы вынуждены брать с них плату. Правда, она составляет лишь 30 процентов от полной стоимости курса обучения, проживания и питания. Но у меня на душе от этого не легче...