Вы теперь не просто дети
С одной стороны, до первого сентября еще очень далеко. С другой - в семьях, где подрастают новые первоклашки, уже царит нервозность - в какую школу отдать ребенка, где ему будет лучше, как он будет себя чувствовать в новом коллективе, справится ли со школьной нагрузкой? О чем стоит задуматься родителям, детям которых предстоит стать учениками? - на этот вопрос отвечает психиатр центра “Коррекция” Владимир ТУРИЧЕНКО.
- Во Владивостоке уже, наверное, не осталось школ, где не “сортируют” детей по классам: читающих - в один, нечитающих - в другой. Создаются классы с усложненными программами - Занкова, Эльконина... Организуются лицеи, гимназии, частные школы. Семилетние дети участвуют в большом конкурсном отборе, чтобы поступить в специализированную школу. Конечно, хорошо, что есть много различных программ и методик обучения, однако до сих пор не созданы предпосылки для профессионального, квалифицированного отбора детей. Чаще всего ребятишек отбирают по принципу: читаешь - значит способный. Педагоги не могут оценить степень развития интеллекта, не могут дать заключение о состоянии его психического здоровья. Для полного обследования ребенка необходима работа многих специалистов, а следовательно - много времени. В результате наспех сформированных коллективов в одном классе собирают детей с совершенно разными способностями к обучаемости в условиях усложненных методик преподавания.
Очень важно определить функциональную готовность ребенка к учебе - так называемую “школьную зрелость”. По данным московских клиницистов, 25 процентов семилетних детей при нормальном и даже высоком интеллектуальном развитии являются функционально “незрелыми”. Поэтому готовность к школе - проблема не только педагогическая и психологическая, но и психиатрическая.
Есть такой синдром - резидуальной церебрастении с запозданием развития школьных навыков. У ребенка отмечаются повышенная утомляемость, раздражительность, готовность к аффективным вспышкам. К неврозоподобным расстройствам можно отнести состояние депрессии, частые колебания настроения, возникновение различного рода страхов, заикание, энурез и т. д. В таких случаях недостаточно медикаментозного лечения. Необходимо нормализовать режим дня, правильно чередовать интеллектуальную работу и отдых, исключить одновременные занятия в общеобразовательной и музыкальной школах. Родителям нужно серьезно подумать, прежде чем отдать ребенка в специализированную школу. Там усложненные программы, а объем учебных нагрузок более высок, чем в обычной школе.
Психиатры нередко пожинают плоды неправильного, неквалифицированного подхода к формированию классов в начальной школе, бездумного применения разнообразных методик преподавания без учета индивидуальных способностей и возможностей каждого конкретного ребенка. И даже просто амбиций родителей. Общеобразовательная школа должна обучать не только “талантливых” детей (каждый ребенок по-своему талантлив), она должна создавать условия, в которых любой ученик сможет проявить свой творческий потенциал. Но это в лучшем случае, на практике все нередко обстоит по-другому. Поэтому в своем центре мы оказываем практически любую консультативную помощь, определяем “школьную зрелость”, составляем психологическую характеристику ребенка, помогаем справиться с существующими проблемами в обучении, общении и поведении детей. Всегда легче предотвратить негативные факторы, чем впоследствии исправлять дефекты различного рода. И не нужно бояться, стыдиться обращения за помощью, особенно когда речь идет о детях, то есть о будущем нашего общества.
Сейчас, пока до первого сентября еще есть время, родители могут обратиться в наш центр за консультацией. Тем более что мы оказываем помощь бесплатно.