Клин Климом вышибают?
...В журналистике есть такое святое правило: узнал какую-то значимую новость - торопись сообщить о ней первым, “вставь фитиль” конкурентам, докажи всем, что ты самый лучший репортер. За 20 лет работы по специальности мне впервые пришлось нарушить этот постулат - по соображениям принципиального, этического характера
У каждого газетчика свои “агенты”, свои источники информации. Об аресте начальника службы пассажирского флота ОАО “ДВМП” Владимира Клима я узнал в тот же день, когда это произошло, - 16 декабря минувшего года. Посоветовались с коллегами, решили - молчим, слишком уж мутная волна спекуляций может подняться вокруг этого события. Волна эта, причем, как и ожидалось, в большинстве средств массовой информации наполовину перевранная, к сожалению, все-таки поднялась. Поэтому сегодня мы считаем себя вправе высказать свою точку зрения.
...Владимир Георгиевич Клим, русский (как писали в прежних анкетах, член КПСС), родился 20 марта 1954 года в городе Североуральске Свердловской области. По натуре своей “морской” до мозга костей, в 20 окончил Ленинградскую мореходку, в 27 - заочно ДВВИМУ. Всю сознательную жизнь проработал в “Дальневосточном морском пароходстве”. Из той плеяды судоводителей, которых принято называть блестящими капитанами. Да и как назвать иначе, если командование над судном Владимир Клим принял в неполные 30 лет? Даже в те годы, когда в пароходстве было более двухсот единиц флота, капитанов с такой карьерой можно было пересчитать по пальцам.
Говорить же о легкости капитанского восхождения отнюдь не приходится. Ну, во-первых, должность у него такая - что бы ни случилось на вверенном ему судне, капитан всегда и во всем виноват. А во-вторых, были в его жизни эпизоды, когда жизнь так проверяла его и на прочность характера, и на профессиональную выучку, как мало кого из судоводителей.
Один из таких эпизодов не грех вспомнить и сегодня.
SOS в ночи...В дни осенних школьных каникул 1986 года пассажирский лайнер “ДВМП” “Туркмения” под командованием 32-летнего капитана Владимира Клима совершал круизный рейс с детьми вдоль приморского побережья. На борту находились (не сотня, как написала одна из местных газет) 304 пассажира, из них 277 - школьники, большая часть из которых - младшеклассники. 10 ноября в Японском море, чуть северо-восточнее мыса Поворотного, в точке с координатами 41 градус 51 минута северной широты и 133 градуса 37 минут восточной долготы в машинном отделении судна начался пожар. Как и подобает в таких случаях, ЧП произошло глубокой ночью, когда умаявшиеся на предприходной дискотеке дети крепко спали. Первый сигнал о появлении пламени поступил на мостик в 00.25. Через минуту в рубке появился капитан. Еще через минуту, оценив обстановку, Клим принял решение майнать шлюпки до воды и эвакуировать детей. Одновременно в ночной эфир полетел сигнал SOS.
...Вообще-то у Клима было 2 варианта мобилизации сил экипажа: или всей командой бороться с огнем, который охватывал все большую площадь, или спасать детей.
...Через 20 (!) минут после подачи сигнала тревоги все дети - в большинстве полусонные и не понявшие толком, что произошло, - уже были в шлюпках. К слову, по свидетельству очевидцев, паники не было и в помине. Еще через 3 часа в район катастрофы, озаренный пламенем горящей “Туркмении”, стали подходить первые суда. О масштабах спасательной операции говорит тот факт, что в ней было задействовано более 20 судов всех ведомств - рыбацкие, торговые и военные, самолеты и вертолеты. Еще не взошло солнце, как все дети уже были аккуратно перемещены со шлюпок и спасательных плотов на подошедшие суда, обогреты и уложены спать. Жертв тем не менее избежать не удалось. В результате пожара погибли
2-й механик Э. Н. Акатов и повариха Т. М. Ерылина. Но ни один ребенок не пострадал.
Потом, как водится, был “разбор полетов”. По результатам проведенного служебного расследования происшествия 28 ноября начальник пароходства подписал приказ № 1030: “...2. Капитан Клим В. Г. не принял всех возможных мер по организации борьбы с распространением пожара по судну, чем заслуживает строгого наказания. Однако, учитывая, что принятое им решение о направлении основных усилий экипажа на спасение пассажиров было своевременным и правильным, обьявить капитану Климу
В. Г. строгий выговор”.
Еще через пару недель вышел приказ министра морского флота СССР
№ 216, который оставил в силе (не усилил!) решение, принятое начальником “ДВМП”. ...Я разговаривал с работниками службы безопасности мореплавания пароходства, старыми капитанами; на их памяти это редчайший и даже, пожалуй, единственный случай, когда после подобного происшествия капитана не сняли с должности и не отдали под суд, т. е. фактически подтвердив: все было сделано абсолютно и единственно верно.
Завершая разговор о том событии, напомню читателям - если кто забыл - еще одну важную деталь: ЧП на “Туркмении” произошло ровно через 70 дней после трагедии на “Адмирале Нахимове”, унесшей в пучину почти тысячу жизней. По линии безопасности мореплавания следили тогда строжайшим образом, головы правых и виноватых летели без особого разбору...
Смена флагов...Был в жизни Клима и еще один момент, так сказать, истины. В августе 1991-го теплоход “Русь” под его командованием совершал очередной рейс в Японию. Уже подходили к Иокогаме, когда все мировые телеканалы (а большинство из них спокойно принималось на спутниковую “тарелку” судна) прервали свои программы и начали прямое вещание из советской столицы: в Москве путч, на улицах города танковые колонны. Действия Клима: он собрал судовых женщин, благо, на “пассажире” их достаточно, и дал им срочное “портняжное” поручение. Назавтра утром на флагштоке судна вместо алого полотна не менее гордо развевался российский триколор. Кто кого - тогда еще было совершенно не ясно, и карьера блестящего капитана в принципе могла завершиться через пару дней, но теперь “разбор полетов” происходил бы уже в парткоме - в лучшем случае...
Кстати, в парткоме Клим и сам успел поработать - на одной из партконференций его избрали заместителем секретаря. Хорошо помню то время, помню и его парткомовскую кличку - Красный маршал (а как иначе при такой-то фамилии?). Он искренне, как и многие тогда, верил, что демократизация партии все-таки возможна. Потом разочаровался окончательно, махнул рукой и через полтора года вернулся в плавсостав...
Хотели, как лучше...5 лет назад как один из опытнейших пассажирских капитанов приказом по ОАО “ДВМП” Владимир Клим был назначен начальником службы пассажирского флота. О флоте, впрочем, говорить уже особо не приходилось. (На сегодня, кстати, кроме “Дальневосточного пароходства”, у России пассажирского флота нет вообще - так!) Те суда, что еще работали, или приносили убыток, или с трудом выходили “по нулям”. Спасение виделось во фрахте, и началось срочное изучение этого рынка. Вначале 2 флагмана пассажирского флота - “Русь” и “Михаил Шолохов” - были “пристроены” в Австралию, но там вскоре что-то не заладилось. Тогда “Русь” перегнали на Балтику, и сейчас она - вот уже третий год - работает там в длительном фрахте на линии Рига - Стокгольм. “Шолохов” же вернулся во Владивосток и снова давал “минуса”, пока на горизонте пару лет назад не возникла некая японская компания Pacifica Trading Co.LTD, интересы которой во Владивостоке представляли российские граждане - супруги Александр и Татьяна Муратовы. Компания готова была взять в бербоут-чартер (форма долгосрочного фрахта, но без права последующего выкупа) суда “Михаил Шолохов” и “Ольга Садовская”, приняв на себя соответственно все расходы по их содержанию и выплачивая пароходству фрахтовую ставку в размере $5.000 в сутки. (Кстати, точно такая же ставка берется на Балтике за “Русь”.)
В феврале 97-го между пароходством и японской компанией был заключен контракт (его копия есть в редакции), и дело пошло. Благодаря фрахтовым операциям убытки пассажирского флота ОАО “ДВМП” в 1997-м удалось снизить более чем в 7 раз, а в первом полугодии 1998-го (до кризиса) пассажирская служба впервые за многие последние годы принесла прибыль. Вместе с тем деятельность российских представителей фрахтователя (читай - Муратовых) почти сразу попала в поле зрения правоохранительных органов Владивостока. Было возбуждено уголовное дело, следствие по которому продолжается до сих пор; среди прочего, по информации “В”, следователей интересуют и операции фрахтователей с крупными суммами (речь идет о сотнях тысяч долларов США) иностранной валюты, которая взималась с пассажиров. По одному из пунктов обвинения, выдвинутого против Александра Муратова и выделенного в отдельное производство, летом минувшего года успел даже состояться суд. Учитывая тяжелое состояние обвиняемого (накануне он перенес достаточно сложную операцию), Муратов был приговорен Фрунзенским районным судом Владивостока к двум годам лишения свободы условно.
Следствие, повторюсь, продолжается, и в его ходе всплыл тот факт, что Клим взял взаймы у Муратовых сумму приблизительно в $60.000. Есть и документы, подтверждающие заимствование. На основании этого факта транспортная прокуратура незамедлительно выдвинула против Владимира Клима обвинение по статье 204 УК РФ (коммерческий подкуп), которое и привело к взятию его под стражу. Хочу обратить внимание коллег, оперирующих в своих материалах о Климе термином “взятка”, - такого слова в обвинительных документах нет; употребляется оно исключительно по отношению к госчиновникам. Можно, конечно, говорить о схожести понятий, однако и мозги читателям “запудрить” очень легко...
По той информации, которой располагает “В”, и в обвинении Клима в коммерческом подкупе сходятся далеко не все концы с концами. Во-первых, для задействования этой статьи (а других Климу не предъявляют) необходимо, чтобы одна из сторон получила неоправданные льготы - этого нет, фрахт “Шолохова” ни на цент не отличался от балтийского фрахта однотипной “Руси”. Во-вторых, следует доказать, что противоположная сторона из-за действий подкупленного лица понесла существенный ущерб - официальный документ, представленный следствию финансовой службой ОАО “ДВМП”, свидетельствует, что в последнее время коммерческая ситуация в пассажирской службе стабильно улучшалась. Ну и, в третьих, должен быть сам факт подкупа. Следствие же располагает документами, что деньги были даны именно взаймы и - более того - требовали вернуть их у Клима с процентами. Если это подкуп, то я - испанский летчик.
Тайны следствияВозможно, однако, что у следствия есть и иные претензии к Климу, которые пока не разглашаются. Да и мы ни в коей мере не хотели бы брать на себя функции суда - только он один может определить, виновен Владимир Клим или нет, а если виновен, то в чем, и какое наказание заслуживает. Но есть вопрос: так ли уж необходимо держать его до суда в тюремной камере? Он что, насильник, бандит, убийца?.. К супругам Муратовым, к примеру, в качестве меры пресечения применена подписка о невыезде. Кстати, такая же мера пресечения избрана и в отношении сына одного из бывших кандидатов в мэры Владивостока, который нечаянно (именно так!) застрелил человека. Адвокаты Клима не раз обращались в соответствующие инстанции с просьбой изменить в его отношении досудебную меру пресечения. Без ответа. С аналогичным ходатайством обратилась на днях и Дальневосточная ассоциация морских капитанов, в которую входят наиболее уважаемые, по меркам нашего региона, люди...
...Допускаю, что секрет столь старательного удержания Клима в камере кроется в одном факте, который, правда, честно признаюсь, почти недоказуем. По словам супруги Владимира Георгиевича и его адвокатов, в ходе допросов Климу не раз давали понять: “Ты нас мало интересуешь. Расскажи что-нибудь о тех, кто выше тебя...” Повторю: факт этот практически недоказуем, но очень похож на правду. ОАО “ДВМП” сегодня - по сути дела единственная, оставшаяся в России, солидная судоходная компания. Это серьезный флот, огромные финансовые потоки, большая налоговая база. Можно ли исключить возможность того, что если не сегодня, то завтра будет предпринята попытка передела этой огромной собственности? А уж тогда любые козыри будут хороши...