Театральный разъезд
Ее не любят, но уважают. Порой побаиваются, но признают ее необходимость. К ней прислушиваются, но сломя голову не кидаются исполнить ее рекомендации. И вообще ходят слухи, что ее придумали те, кто вечно всем недоволен и очень любит поучать и нравоучать. Имя этой загадочной “дамы” - критика. На прошлой неделе Приморье посетила московский театральный критик Ирина Мягкова, весьма авторитетная личность в театральных кругах. Последний ее приезд во Владивосток датировался 15-летней давностью, поэтому ни о каком сравнительном анализе речи не шло.
- Ирина Григорьевна, вы полагаете, что за 5 дней отсмотрев 4 театра, вынесете объективный вердикт, который произведет революцию в театральной жизни города?
- Я не рассчитываю на то, что мои характеристики спектаклей, сценографии, актерских работ дадут толчок к моментальной реакции. Суть в том, чтобы актеры и режиссеры нашли подтверждение своим творческим сомнениям в рецензии критика.
- Не бесполезен ли тогда ваш труд, простите?
- Думаю, не бесполезен. Критик дает ориентир тем, кто хочет их взять. К тому же взгляд со стороны человека беспристрастного, но доброжелательного срабатывает как таблетка замедленного действия.
Дело в том, что жанр устного анализа существует только в России. На Западе аналитической критики нет, там критика носит рекламный характер. Никаких контактов с труппой. Критик отсмотрел театры, а на завтра в газетах информация с уклоном: куда идти, куда не идти зрителю. Наш критик работает не на публику, а на актеров.
Но для начала актеры поработали на критика. Впрочем, ни один владивостокский театр не подстраивал свой репертуар под приезд Мягковой. Все шло по плану: “Иванов”, “Моя прекрасная леди”, “Прощайте навсегда”, “Сад”, “Добрый доктор Айболит”, “Пугачев“, “На дне”, “Три сестры”. Ирина Григорьевна резюмировала свой приезд встречей с труппой каждого театра. И от тех встреч, на которых довелось побывать мне, осталось впечатление весьма объективного взгляда на наши дела театральные.
Нам, провинциалам, крупно повезло - наши театры не делят место под солнцем, желая переплюнуть один другого, что имеет место среди театров первопрестольной. Одних Гамлетов на сегодня в Москве 10. Нам есть кому отдавать свое предпочтение. И если в Камерном театре полупустой зал - не повод к переживаниям, то в академическом театре драмы гордятся вернувшейся традицией “нет ли лишнего билетика” на свои премьеры. И уж коль скоро театр кукол стал завоевывать интерес взрослой публики, то у театра ТОФ прямая дорога к сердцам юношеской аудитории. Впрочем, все то, о чем поведала хранителям Мельпомены московский критик Ирина Мягкова, было воспринято с должной заинтересованностью. И если “таблетка” подействует, то из одних спектаклей уйдет неоправданная вычурность костюмов, в других мы наконец услышим связную речь и не будем ждать антракта.