“Путина” - круглый год
В сезон лова селедки жители микрорайона, расположенного на бухте Тихой, ежегодно наблюдают на горизонте постоянно маневрирующую армаду абсолютно разных судов. В это время в Уссурийский залив устремляется практически весь частный флот жителей Владивостока, а также различные ведомственные катера. Здесь можно увидеть не только любые маломерные суда, начиная с “Казанки” и заканчивая “ВРД”, но и крупные рейсовые катера и самоходные баржи, а порой здесь появляются даже боевые единицы.
Увы, но все чаще и чаще выходы владивостокских рыбаков-любителей оказываются безуспешными. Стадо селедки становится все меньше и меньше. По мнению такой природоохранной организации, как “Приморрыбвод”, прежде всего неблагоприятное влияние оказывают не столько браконьеры, сколько сам город Владивосток.
Как сказал начальник природоохранного отдела “Приморрыбвода” Анатолий Гончаренко, именно город в первую очередь “убивает” популяцию сельди. Сегодня во Владивостоке фактически нет очистных сооружений. Уже полностью уничтожено основное нерестилище сельди - Амурский залив. Сейчас, как ни странно, рыба идет на нерест в речку Объяснения, а это место далеко не чистый ручей.
Еще один фактор уменьшения стада - браконьерский вылов рыбы еще на подходах к заливу Петра Великого рыболовными сейнерами. Официально промысловый вылов сельди в этом районе закрыт уже 20 лет, однако ежегодно сюда направляется достаточное количество промышленных браконьеров. Правда, по заявлению Анатолия Гончаренко, в этом году достигнут прогресс: не было зафиксировано фактов промышленного лова.
Однако остается армада катеров с рыбаками-любителями на борту, которую полностью проконтролировать нереально. Разве что на глазок прикинув ущерб, посчитав количество выданных лицензий и сравнив эту цифру с присутствующими катерами и количеством рыбаков на них.
В этом районе в среду, субботу и воскресенье - разрешенные дни лова постоянно присутствуют катера Государственной инспекции маломерных судов, которые помимо поддержания порядка в районе лова по мере возможности следят и за правилами лова.
Когда патрульный катер ГИМС подошел к борту одного из судов, сложилось впечатление, что у нескольких рыбаков наконец-то клюнула рыба - они начали усердно выбирать удочки. Однако крючки оказались пустыми. Позже выяснилось, что просто-напросто эти рыбаки не имели лицензий и попытались “выйти сухими из воды”. На этот раз им действительно удалось отделаться простым предупреждением, потому что в тот день клева практически не было. Достаточно солидные люди не потрудились заплатить 25 рублей за разовую лицензию, разрешающую вылов 20 “хвостов” селедки.
В беседе с корреспондентом “В” старший рейда Михаил Куликов еще раз заметил, что осуществить контроль за рыбаками-любителями пока нереально. Ведь в дни лова в бухте присутствует до 400 моторных лодок, ботов, катеров и других судов. И даже если объединятся все природоохранные организации и выведут на “поле брани” весь инспекторский состав, все равно маловероятно проверить на наличие лицензий даже половину присутствующих. Поэтому приходится вести проверку по мере возможности. Кроме этого катера ГИМС дежурят в районах лова и в другие дни. Ведь далеко не каждый капитан плавсредства понимает, что если он будет “пойман”, то может быть не только оштрафован на 10 минимальных, но и с лихвой заплатит за каждый килограмм селедки.
Кроме этого в связи с получением в этом году природоохранных полномочий ГИМС осуществляет контроль и за выловом красной рыбы, а также практически постоянно ведет борьбу с добытчиками трепанга.
В этом году было осуществлено несколько рейдов к устьям рек, в которые заходит на нерест красная рыба. Первый из них был проведен в самом начале нерестового сезона, однако уже тогда практически все побережье южного Приморья было уставлено браконьерскими сетями.
В ходе рейдов сотрудниками ГИМС из моря был выбран не один километр таких орудий незаконного промысла.
Как сообщил корреспонденту “В” заместитель начальника ГИМС Виталий Лесовой, практически в каждой семье в прибрежных поселках имеется сеть, благо, сегодня этого товара китайского производства на рынках края хоть отбавляй, и все побережье поделено между браконьерами. Ведь в нашем крае многие прибрежные поселки находятся в крайне тяжелом положении, и уровень жизни в них очень низок. В этой связи побочный заработок всегда здесь уместен, тем более что поставлен он “на производственный” уровень. Рейд показал, что даже 15-летние подростки ставят сети, чтобы хоть как-то помочь родителям.
На сегодня ситуация, в которой оказалась ГИМС, входящая вместе с Дальневосточной морской природоохранной службой в Государственную природоохранную службу Госкомэкологии России, также крайне тяжелая - из-за минимального финансирования отсутствует топливо, однако руководство пытается изыскивать средства и возможности для проведения подобных рейдов.
По словам Виталия Лесового, на сегодня повысились полномочия инспекции - она может не только выявлять, но и пресекать факты браконьерства и другие нарушения природоохранного законодательства. Значительно легче и “свободнее” стало работать после того, как инспектора этой службы получили табельное оружие, ведь сейчас многие браконьеры вооружены и порой имеют не обычную “берданку”, а нарезное оружие. Достаточно хорошо браконьеры оснащены и технически. Зачастую бывает крайне сложно угнаться за ловцом трепанга, на катере которого стоит двигатель в 150 лошадиных сил.
Вместе с тем даже при задержании “условного” браконьера, когда у тебя на глазах он спустил в море килограммов 100 трепанга или гребешка, из-за достаточно слабой законодательной базы в этой сфере крайне тяжело доказать его виновность. Однако Виталий Лесовой подчеркнул, что ГИМС является природоохранной службой и радует уже тот факт, что этот трепанг или другой морской обитатель, занесенный в “Красную книгу”, на глазах вновь опустился в нормальную среду обитания, а не попал в сушеном виде в Китай, граждане которого с удовольствием скупают его по всему побережью Приморья.
Виталий Лесовой также отметил, что инспекция подобные природоохранные мероприятия проводит практически круглый год, а не ограничивается определенными рамками.