Потемкинские деревни из “фанеры”
В современном понятии “фанера” - это фонограмма, под которую, имитируя пение или игру на музыкальных инструментах, работают некоторые, потерявшие свои былые профессиональные навыки или совесть псевдоартисты.
Раскрывать рот лучше хором?Двенадцать лет назад начальником и художественным руководителем ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота был назначен капитан-лейтенант А. Калекин. Ему в наследство достался прославленный коллектив, имеющий богатые традиции, с успехом выступавший во многих странах мира. Большой, великолепный хор, замечательный оркестр работали без микрофонов, радуя зрителей своим искусством.
Технический прогресс бурно ворвался во все сферы жизни. Появилась звукозаписывающая радиоаппаратура и в ансамбле. Отпала необходимость держать большой хор, который начал трансформироваться в ансамбль солистов. И это было оправдано тем скудным бюджетом, которым всегда отличалась наша культура.
Без всяких сомнений, благое и нужное дело. Все артисты с воодушевлением восприняли этот факт. Ведь появилась возможность записывать себя, контролировать и совершенствовать свое исполнительское мастерство. Но недолго мы радовались, так как студия со временем превратилась в “частную лавочку” - А. Калекин сам, без художественного совета определял, что записывать, кого, когда и для чего. В результате такой “творческой” политики концертная деятельность ансамбля превратилась в сплошную “фанеру”. Оркестр оказался не у дел, так как аранжировщик на современном синтезаторе и компьютере в студии записывает фонограмму, вставляя в нее звучание любых инструментов мира. Отпала необходимость заниматься кадровой политикой. Стало легко избавляться от неугодных музыкантов. Ритм-группа к электросети даже не подключается, и музыканты, спрятав провода в карман, просто изображают игру, а духовая группа вынуждена подыгрывать “фанере”.
Но этого показалось начальнику мало. Ведь “прописав” в студии солистов и хор, он освободился от необходимости заниматься репетиционным процессом вообще. Дошло до того, что в отсутствие солиста, “оформленного” на “фанере”, другой солист обязан в приказном порядке выходить и под чужой голос изображать “пение”. Так, например, в отсутствие заслуженного артиста России А. Столярова на концертах, посвященных 60-летию Приморья, рот за него раскрывал другой солист. И такие случаи, несмотря на сопротивление артистов, в последнее время стали нормой.
А если проанализировать акт ревизии финансовой проверки работы капитана 2-го ранга А. Калекина, с результатами которой коллектив ансамбля был ознакомлен на одном из ноябрьских собраний, то увидим там огромные суммы, потраченные им самовольно, без согласования с коллективом. Средства, выделяемые администрациями города и края на развитие ансамбля, зачастую были потрачены им необоснованно, по многим пунктам на личные нужды. Законность этих трат вызывает большие сомнения. Только по акту ревизии средства, прошедшие через бухгалтерию флота и потраченные им за период с октября 1996 года по август 1998 г., составляют 232 млн. рублей в старом исчислении. Согласитесь, деньги хоть и “деревянные”, но далеко не “фанерные”.
Когда-то граф Потемкин, чтобы удивить матушку-императрицу, понастроил в Крыму знаменитые бутафорские деревни. И это ему удалось - удивил на славу... Некоторые современные руководители разных рангов тоже часто удивляют народ популизмом и дутым авторитетом, чтобы попасть во власть или влезть в депутаты. Уж не для того ли, чтобы, обретя депутатскую неприкосновенность и продолжая строить “фанерные” деревни, прятать за ними концы в воду?
Ровно через год наш коллектив отметит свое 60-летие. Естественно, все мы готовимся к этой дате. Будут выделены необходимые средства. Будут привлекаться наши друзья-спонсоры, и нам, артистам, очень хочется, чтобы эти деньги были направлены на постановку новой юбилейной программы, ярких балетных номеров и песен, на приобретение красочных костюмов. Чтобы мы, флотские артисты, порадовали зрителей красивым, праздничным, настоящим концертом. Без дешевой “фанеры”!